Новую Дельфина считают самой яркой звездой с начала века

В созвездии Дельфина вспыхнула самая яркая звезда за последние 14 лет; сейчас она гаснет, но, по мнению некоторых астрономов, может выдать ещё несколько вспышек

В конце минувшей недели в созвездии Дельфина вспыхнула самая яркая звезда за последние 14 лет; сейчас она постепенно теряет свою яркость, но может выдать ещё несколько вспышек, передаёт агентство РИА Новости.

«Новой звездой» астрономы называют случаи, когда происходит резкое усиление яркости звёзд, иногда в десятки тысяч раз. Новую Дельфина, согласно данным Центрального бюро астрономических телеграмм, первым обнаружил японский астроном Коити Итагаки 14 августа нынешнего года; на тот момент она достигала шестой звёздной величины, а к 17 августа увеличилась до 4,3. За это время появление новой подтвердили астрономы из Белоруссии, России (сеть телескопов «Мастер») и других стран. По данным звёздных каталогов, прежде на этом месте находилась тусклая звезда величины 17,5.

Известный российский астроном-любитель, сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша Леонид Еленин сообщил, что объект представлял собой двойную систему с белым карликом и, очевидно, сверхгигантом; в силу того, что один из этой пары «высосал» из другого слишком много водорода, в его оболочке могла начаться термоядерная реакция, которая и породила взрыв.

«Это первая новая в 21 веке, которую в принципе можно было увидеть невооружённым глазом. Она входит в число 30 самых ярких новых звёзд за все время наблюдений. Вспыхнула она на 12,5 звёздных величин, то есть её яркость повысилась за три дня примерно в 100 тысяч раз», – сказал сотрудник лаборатории космического мониторинга Государственного астрономического института имени Штернберга МГУ Денис Денисенко.

По его словам, к настоящему моменту яркость этой звезды снова понизилась примерно до шестой величины. Однако невозможно предсказать, когда она окончательно ослабеет.

«Были случаи, что после начального спада блеска у других новых происходили повторные вспышки – до трёх максимумов в течение недели-полутора. В ближайшие три дня будет ясно, либо она окончательно потухнет, либо даст ещё максимумы», – добавил Денисенко.

В предыдущий раз подобная по яркости новая возникла в мае 1999 года в созвездии Парусов; её максимальная яркость достигла 3,1 звёздной величины.

звёзды новая звезда рекорды