Примитивные морские животные – неожиданное новое решение проблемы биотоплива

Норвежские учёные предлагают получать этиловый спирт из оболочников – единственных животных, которые производят целлюлозу

Учёные из университета Бергена обнаружили, что примитивные морские животные – так называемые оболочники – могут внести небывалый вклад в развитие биотехнологий, сообщает Научно-исследовательский совет Норвегии. По мнению океанологов, в их стране стоит наладить промышленное разведение этих прозрачных склизких организмов для производства биотоплива, а также инновационного корма для восстановления популяции промысловых рыб.

Оболочники (Tunicata) – один из низших подтипов хордовых животных. Они встречаются во всех океанах планеты, растут очень быстро и круглогодично, питаясь микроорганизмами, которых отфильтровывают из воды. Самих же их в пищу не употребляет практически никто, кроме людей в Японии и Корее.

Между тем это единственные известные животные, которые производят целлюлозу – полисахарид, типичный для растений. Таким образом, они могут послужить неплохой альтернативой в качестве сырья для производства этилового спирта. Сегодня разработки по биотопливу в основном сосредоточены на получении этанола из отходов лесной промышленности или посевных растений типа кукурузы, однако многие учёные всерьёз говорят о приближении продовольственного кризиса, да и сведение лесов не представляется конструктивным с экологической точки зрения. Кроме того, в древесине вместе с целлюлозой содержится весьма ценный в химическом отношении биополимер лигнин.

Оболочники также могут удовлетворить потребности рыбоводных предприятий в высококачественном корме с высоким содержанием белков и омега-3 жирных кислот для лосося и других ценных рыб. Хотя в природе они не являются соседними звеньями пищевой цепи, эксперименты показали, что в сушёном виде оболочник лососям весьма нравится.

В качестве пилотного проекта норвежцы создали экспериментальную ферму по разведению этих существ, напоминающую давно известные фермы мидий и устриц, в Эйгардене – небольшой островной коммуне поблизости от Бергена. Опыт её функционирования, а также математические модели, созданные учёными, показывают, что с одного квадратного метра рабочей площади можно получить от 100 до 200 килограммов оболочников.

Одной из проблем их промышленного разведения остаётся отжим воды, из которой на 90-95 процентов состоит тело этих животных.

«В экспериментальных условиях нам удалось механическим способом извлечь 97 процентов содержащейся в них воды. Теперь нужно научиться столь же эффективно выполнять этот процесс на борту сборочных судов, одновременно с извлечением нескольких тонн оболочников в час из морской глубины», – говорит руководитель проекта Кристофер Трёдсон (Christofer Troedsson).

Источник: www.forskningsradet.no