Создана новая карта экосистем Севера

В лаборатории экологии и геоботаники Центрального сибирского ботанического сада СО РАН  создали новую карту экосистем основных нефтегазодобывающих и промышленно освоенных северных регионов России, сообщает ЦОС СО РАН.

«В первую очередь речь идет о Западной Сибири: это наиболее используемая человеком территория, кроме того, она находится ближе всего к нам», – отмечает завлабораторией Михаил Телятников.

Если взглянуть на результат трехлетней работы лаборатории, можно увидеть, собственно, экосистемы – однородные контуры, окрашенные в разные цвета, выделенные по содержанию сообществ. Легенда расшифровывает, какие растения или их группы существуют в том или ином месте.

«Основные разделы представлены сообществами зон и подзон. Далее идут подразделы, объединяющие экосистемы, приуроченные либо к песчаным и супесчаным почвам, либо к глинистым и суглинистым. Затем – учитываем структурные особенности ландшафта, вычленяем группы растений долин рек и водоразделов. Последние в свою очередь бывают дренированные, заболоченные, или заболоченные с озерными котловинами», – описывает карту Телятников. Таким образом, можно получить практически исчерпывающую информацию о том, что, на чём и в каком природном окружении произрастает.

Выполняя проект, ученые использовали современные ГИС-технологии. «Есть специальная программа для дешифрирования космических снимков: машина сама выделяет необходимые контуры. Сначала мы получили растровое изображение на основе спектральной характеристики исходника. Затем создали окончательный, векторный вариант карты», – рассказывает Телятников. По его словам, компьютер не может полностью понять, что от него требуется, и специалистам приходилось смотреть за процессом и делать необходимые поправки.

Не обошлось и без наземных исследований. «Мы добираемся в нужную точку на вертолете, ставим палатки и делаем описания растительных сообществ. То есть, пришли на место, смотрим: это тундра, допустим, лишайниковая. Причем, контур сообщества должен быть однородным. Мы переписываем все, что есть: мхи, лишайники, сосудистые растения. Потом смотрим, какие там почвы, сколько до мерзлоты, даем привязку по рельефу: склон это или терраса. Важен еще и микрорельеф: кочки, бугорки», – пояснил Телятников.

Как говорит учёный, полученное изображение можно будет начинать корректировать только лет через десять – и то минимально. Однако при антропогенной нагрузке пятна нарушенности становятся не просто видны – очевидны. Поэтому карта важна для проведения экологических экспертиз. Кроме того, не стоит забывать и об исследователях других специальностей: например, зоологах и орнитологах (последние смогут увидеть природную обстановку в местах гнездования птиц). «Мы пытались указывать специальные растительные сообщества и местным жителям, оленеводам, однако они все равно пасут скот там, где привыкли это делать веками», – отметил разработчик карты.

Источник: www.copah.info