Стало ясно, как выращивать пшеницу без клейковины

Глютен нельзя потреблять людям с одним аутоимунным заболеванием, и специально для них учёные пытаются вырастить злаковые без этого белка

Учёные научились вносить такие изменения в семена пшеницы, чтобы в растении почти не содержалась клейковина, сообщает портал Phys.org. Подход заключается в подавлении фермента, ответственного за активацию генов, связанных с выработкой белка глютена.

Всё это нужно для борьбы с целиакией – аутоиммунным заболеванием человека, связанным с повреждением ресничек продуктами с глютеном. Сейчас пациентам рекомендуют просто не потреблять пищу с клейковиной. Раньше учёные пытались найти такие злаки, в которых нет глютена, но оказалось, что все они небезопасны для людей. Создать вещество, способствующее переработке глютена, тоже не удалось.

Идея новой работы состоит в выращивании обычных зерновых, в которых не производилась бы клейковина. При помощи генной инженерии удалось подавить на 85,6 % фермент DEMETER, активирующий группу генов, связанных с синтезом глютена. Это вылилось в снижение содержания клейковины в выращенных семенах на 76,4 %.

Учёные признают, что ещё предстоит проделать много работы, чтобы совсем убрать глютен. Однако из тех семян, что получаются пока, можно изготовить вполне пригодную в пищу муку.

биотехнологии генная инженерия глютен пшеница сельское хозяйство