Учёный объяснил невозможность «возрожденческой» палеонтологии

Наука не умеет точно воспроизводить живые клетки вымерших организмов, поэтому попытки клонировать мамонтов или неандертальцев обречены н

«Воссоздание» неандертальца путем имплантации его ДНК в человеческую яйцеклетку на данном этапе развития науки невозможно, и неясно, будет ли возможно в будущем, считает директор Института общей генетики РАН Николай Янковский, слова которого приводит РИА Новости.

Так он прокомментировал заявление учёного из Гарварда Джорджа Черча (George Church), намеренного клонировать одного из предков человека именно таким путём. Как рассказал Черч в интервью германскому журналу «Шпигель», для этого эксперимента ему понадобится суррогатная мать, которая согласится выносить первого «нового неандертальца».

«Если просто «засунуть» ДНК в клетку человека – ничего не получится. В клетку нужно было бы имплантировать ДНК, правильно упакованную в хромосому, а мы пока упаковывать её не можем. И неясно, будет ли это возможно когда бы то ни было. Наука сейчас не может дать определённого ответа на этот вопрос», – сказал Янковский.

Он пояснил, что непосредственно «введение» молекулы ДНК может сработать только в случае с бактериями – организмами, лишёнными клеточного ядра. Однако и для такого эксперимента необходима подходящая клетка, которая правильно эту ДНК «запустит».

«Никто не знает, насколько отличается то, что находится в клетке неандертальца, от того, что находится в клетке человека – кроме ДНК. А в клетке находятся различные продукты, без которых развитие пойдёт неизвестно как – дело в их балансе», – отметил Янковский.

В распоряжении учёных нет живых клеток неандертальцев – все они разрушились тысячи лет назад.

«Это как видеопроигрыватель и к нему лазерный диск. Лазерный диск – ДНК – мы, может быть, и можем сделать, хотя не можем правильно упаковать, а сделать при этом «проигрыватель» – клетку – наука не умеет. Для того чтобы получился неандерталец, нужен не только диск», – считает российский генетик.

К тому же, отметил он, не факт, что учёные сумеют точно синтезировать саму ДНК: до сих пор это удавалось только с бактериями, у которых она в тысячи раз короче человеческой.

«СМИ рисуют работу генетиков как работу с конструктором: вставил ДНК в клетку – и всё заработало, появились мамонты, неандертальцы, кто угодно. Это большое упрощение, пока здесь есть множество препятствий, и некоторые из них могут оказаться непреодолимыми», – заключил Янковский.

генетика днк институт общей генетики клеточная биология клонирование неандертальцы палеоантропология ран