Окись азота продлевает жизнь и препятствует старению

Российские и американские учёные нашли у «звезды» среди молекул живого организма ещё одну важную функцию

Окись азота (NO), маленькая молекула-«универсал», участвующая во многих процессах в живом организме, ещё и «дирижирует» генами, связанными с защитой клеток от стресса и старением, выяснил коллектив биологов из России и США. В группу учёных, совершивших открытие, вошли сотрудники Медицинской школы Нью-Йоркского университета и специалисты московского центра ГосНИИгенетика, работающие в рамках проекта по изучению старения «Геронлаб», поддержанного российским фондом «Династия», передаёт агентство РИА Новости.

Последняя четверть века, по выражению ряда экспертов, была для биохимии «эпохой» окиси азота. За это время выяснилось, что NO участвует, в частности, в расширении кровеносных сосудов, работе иммунной и нервной систем. В 1992 году журнал Science назвал окись азота «молекулой года», а затем трое её исследователей получили Нобелевскую премию. С окисью азота связано действие таких лекарств, как нитроглицерин и виагра.

Теперь стало ясно, что это вещество связано и с продлением жизни.

«Прямого доказательства роли окиси азота в старении и устойчивости клеток к стрессу до сих пор не было», – отметил руководитель работы, один из самых цитируемых в мире российских биологов профессор Евгений Нудлер.

Объектом внимания биологов стал маленький круглый червячок Caenorhabditis elegans – один из самых популярных организмов, используемых в работах по изучению старения. Учёные обратили внимание на то, что C. elegans, в отличие от многих других животных и человека, сам не «производит» NO, но при этом живёт относительно нормально. «Поставщиком» окиси азота для него стали клетки одной из поедаемых им бактерий – сенной палочки Bacillus subtilis.

Исследователи накормили одну группу C. elegans нормальными бактериями данного вида, а другую группу – микробами, у которых был искусственно «выбит» ген, отвечающий за выработку окиси азота. В итоге червячки из первой группы доживали в среднем до двух недель – примерно на 15 процентов дольше своих собратьев, питавшихся «дефектной» сенной палочкой.

Биологи обнаружили, что окись азота из клеток бактерий проникала в ткани кишечника C. elegans, где управляла работой 65 генов, некоторые из которых связаны со старением и реакцией клеток на стрессы. Это «дирижирование» происходило не напрямую, а через два белка hsf-1 и daf-16, участвующих в транскрипции – «считывании» генетической информации с молекул ДНК.

Как отметил Евгений Нудлер, сам факт, что молекула, «производимая» в одном организме, в данном случае бактерии, напрямую регулирует целый ряд генов другого организма, – это само по себе удивительно.

«Ещё более удивительно, что ключевыми мишенями окиси азота оказались хорошо известные регуляторы старения – транскрипционные факторы, которые, кстати, консервативны в эволюции от червей до человека. Поэтому в принципе наши данные могут быть экстраполированы и на млекопитающих», – добавил он.

По словам Нудлера, результаты исследования, проведённого его группой, могут означать, что известный фармацевтам уже более века нитроглицерин применим в новой функции – геропротектора, то есть вещества, замедляющего старение. Но это возможно лишь в том случае, если будет найден способ преодолеть привыкание организма к этому веществу, из-за которого его терапевтическое воздействие ослабляется.

биохимия достижения российских учёных молекулярная биология окись азота старение организма стресс