Николай Дмитриевич Зелинский            (1861-1953)

Источник фото: История.РФ

6 февраля 1861 года родился выдающийся химик-органик, один из основателей гетерогенного катализа в органическом синтезе и нефтехимии – Николай Дмитриевич Зелинский. Его научный интерес привел ко многим химическим открытиям, особенно важным стало появление первого в мире противогаза. Это уникальное изобретение было придумано Николаем Дмитриевичем в 1915 году, в годы Первой мировой войны, и до сих пор продолжает спасать жизни в чрезвычайных ситуациях.

До появления противогаза, в XIX веке, люди использовали защитные маски – обычные тканевые повязки или капюшоны со специальной пропиткой. Однако в 1915 году, в ходе военных действий, когда немцы впервые применили химическое оружие в боевых условиях, защитные маски не спасали от едкого дыма.

Тогда Николай Зелинский придумал использовать для защиты от отравляющих газов активированный древесный уголь. Это было основой в изобретении противогаза. Все тестовые испытания защиты химик проводил на себе: Николай Дмитриевич несколько минут находился в закрытом помещении, заполненном смесью хлора и фосгена (самые распространенные военные ядовитые вещества тех времен), после чего вышел из едкой комнаты в полном здравии.

Противогаз Зелинского на солдате (1916 г.)

Источник фото: История.РФ

Уже в конце 1916 года все страны-участники Первой мировой войны стали применять противогаз Зелинского. За год (1916-1917) было выпущено более 11 миллионов противогазов.

Сегодня самый первый в мире образец противогаза Зелинского хранится в старой московской квартире учёного.

Научная деятельность Николая Дмитриевича была разносторонней: он активно работал с химией тиофена, стереохимией органических двуосновных кислот, а также принимал непосредственное участие в экспедиции по обследованию вод Чёрного моря и Одесских лиманов. Именно тогда он впервые доказал, что содержащийся в воде сероводород имеет бактериальное происхождение.

В своих научных теориях Николай Зелинский также подробно описывал электропроводность в неводных растворах, химию аминокислот, химию углерода и действия органического катализа.

Великий учёный-химик Николай Дмитриевич Зелинский подготовил около 600 научных трудов. Его по праву считают основоположником целого ряда новых отраслей химической науки: химии нефти, химии белка, органического катализа, химии сверхвысоких давлений. Он создал десятки лабораторий, обучил тысячи химиков. Николай Зелинский обогатил науку блестящими открытиями, громадным количеством исследований и широкими теоретическими учениями. Многие его уникальные разработки успешно применяются в России и по сей день.

Материал подготовлен на основе из открытых источников.

Фото в тексте и на главной странице: История.РФ