Название изображения

Официально:

 

Николай Ильич Камов. 1 (14) сентября 1902 – 24 ноября 1973. Советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда , лауреат Государственной премии СССР. Автор слова «вертолет».

 

Неофициально:

 

1. Слово вертолет гораздо моложе самого прибора. Сначала их называли на иностранный манер геликоптерами. А придумал и ввел в оборот это слово вовсе не лингвист и не поэт, а конструктор этих самых вертолетов Николай Ильич Камов.

 

2. Николай Камов родился 14 сентября по новому стилю 1902 года в Иркутске. Удивительно, но именно этот сибирский город на Ангаре дал России и миру выдающихся конструкторов вертолетов: кроме Камова это еще Михаил Миль и Игорь Эрлих.

     

3. Отец Камова, Илья Михайлович преподавал  русскую словесность, а Николая влекли точные науки  и техника. Иркутское коммерческое училище он окончил с золотой медалью. В аттестате особо отметили математические способности Камова.

 

4. Соседом Николая Камова по студенческой скамье в Томском технологическом институте оказался Харитон Славороссов, русский летчик, сержант французской авиации, получивший  два французских ордена за воздушные подвиги во время Первой мировой войны. Видимо, под его влиянием Камов увлекся воздухоплаванием.

 

5. Летчика, как мечталось, из Николая Камова не вышло: помешала травма руки, полученная при рождении.

 

6. После окончания Технологического института, в историю которого Камов вошел как самый молодой студент и выпускник, Николай  Ильич перебрался в Москву. Он поступил на концессионный завод Юнкерса простым слесарем –  хотел набраться практических знаний и подробно изучить технологию создания летательных аппаратов.

 

7. В 1928 году Камов прочёл в одном журнале о перелете испанца Хуана де ла Сиервы на автожире собственной конструкции из Парижа в Лондон и захотел сам построить автожир – летательную машина у которой есть винт, но этот винт вращается не от двигателя, а от набегающего потока воздуха.

 

8. Камов  взял в компанию Николая Скржинского, и вдвоем они создали первый советский автожир «Красный инженер» КАСКР-1. А вслед за ним – и КАСКР-2. Этот автожир понравился руководству страны, и в 29 лет Камов  стал начальником конструкторской бригады в Центральном аэрогидродинамическом институте, или ЦАГИ.

 

9. В 1934 году по проекту Камова был построен двухместный автожир А-7 многоцелевого назначения.  А-7 довелось поучаствовать  в Великой Отечественной войне.

 

10. Чем совершеннее становились изделия камовской бригады, тем яснее становилось руководителю направления, что у автожиров нет будущего. Чтобы добиться вертикального взлета летательного аппарата нужно конструировать вертолеты.

 

11. Впрочем, сначала о вертолетах и мысли не было, потому что не было такого слова. Зато в придумке Николая Ильича, обогатившей русский язык, удачно сплелись два смысла: часть составного слова «верт» можно трактовать как сокращения и от «вертикально» и от «вертится». Вертолет действительно может летать вертикально и действительно вертится.

 

12. Камов позже вспоминал: «В переводе с греческого «автожир»  – «самовращающийся». По-русски же воспринимается как какой-то «автомобильный жир», да и с технической точки зрения не совсем правильно. Вот я и придумал тогда новое название – «вертолет», что-то такое вертящееся и летающее... Однако в конце 1920-х годов название не привилось. Возродилось оно в начале 1950-х годов, уже применительно к геликоптерам, название которых образовано от греческих слов «геликос»  – винт и «птерос» – крыло. Получается нечто «винтокрыла». По физическому смыслу точно, вот только слово труднопроизносимое. «Вертолет» же – понятно и звучит совсем по-русски».

 

13. Опытное конструкторское бюро ОКБ-2 под руководством Николая Ильича Камова было создано осенью 1948 года. Позже  его переименовали в Ухтомский вертолетный завод, а после кончины главного конструктора заводу присвоили его имя.

 

14. Под руководством Николая Ильича были созданы шесть винтокрылых машин. Первый вертолет – Ка-8  Камов назвал в честь родного города. «Иркутянин» поднялся в небо в 1947 году и был экспериментальным.

 

15. Выпущенный в 1960-е годы  Ка-25 – первый советский противолодочный вертолёт, а также первый отечественный боевой вертолёт, который  изначально проектировался под боевое применение, находился на вооружении разных стран мира вплоть до начала 2000-х.

 

16. Многоцелевой вертолёт  Ка-26 можно назвать самой узнаваемой машиной в семействе вертолетов Камова, созданных при его  жизни. На Ка-26 летал над городом герой Юрия Никулина в комедии «Старики-разбойники». А в фильме «Шла собака по роялю» Ка-26 стал едва ли не главным героем.

 

17. Знаменитые на весь мир Ка-50 «Черная акула»  и Ка-52 «Аллигатор» конструировали уже после смерти Николая Ильича, но с использованием его идей и конструкций.