«НИКА» поможет приблизиться к условиям Большого взрыва

С началом строительства нового коллайдера в ОИЯИ рассказали, что и как на нём будут изучать

В Объединённом институте ядерных исследований началось строительство отечественного ускорителя ядерных частиц – коллайдера НИКА. Как рассказали учёные, эта установка позволит приблизиться к условиям возникновения  «Большого взрыва».

Одной из главных задач русского коллайдера станет изучение формирования из кварков и глюонов частиц барионной материи. Именно эти процессы, согласно космологическим теориям, лежат в основе появления нашего мира.

«Для того чтобы их изучать, необходимо создать максимальную плотность барионной материи, ту, которая существует в нейтронных звёздах. (…) Для этого нужна чётко определённая энергия, нужно разогнать тяжёлые ядра. Мы выбрали золото по золоту, потому что это легче технологически сделать… будет организована встреча двух пучков в двух местах. В одном мы будем изучать тяжелую ионную программу, пытаться достичь той максимальной плотности барионной материи, и смотреть, что из этого получится. А в другой будем изучать спиновую физику. Тоже не менее интересный проект», – рассказал директор лаборатории высоких энергий ОИЯИ Владимир Кекелидзе.

По его словам, для подобных экспериментов не нужна максимальная энергия, как на БАКе или на Брукхейвенской машине, что делает российскую установку менее дорогой, хотя и не менее перспективной. И потому в Дубне не стали рыть тоннели и шахты – проект разработан на базе уже существующего нуклотрона (сверхпроводящего ионного ускорителя-синхротрона), который станет первым из трёх звеньев каскада. Второй этап – бустер, он обеспечит частицам необходимую интенсивность. Раньше здесь располагались магниты синхрофазотрона. Плюс два кольца коллайдера, в котором и будут сталкиваться протоны.

С помощью НИКИ учёные надеются раскрыть структуру Вселенной и  тайны её фундаментальных сил: тёмной материи, тёмной энергии, чёрных дыр, «кротовых нор» и экстра-измерений. А также получить  возможности для решения целого ряда прикладных задач – это углеродная терапия, тестирование электроники для космических программ,  трансмутация радиоактивных отходов,  новые подходы к получению энергии.

Кроме того, новый коллайдер означает перспективы трудоустройства молодых российских учёных, не связанные с выездом из страны, подчёркивают специалисты.

Запуск  первого этапа проекта НИКА планируется через два года. А уже к 2017-му ядерщики из Дубны ждут начала работы всего комплекса.

Источник: www.federalspace.ru