С помощью «Ники» учёные надеются научиться «выключать» атом

На новом коллайдере тяжёлых ионов, создаваемом в Дубне, будут отрабатываться, в числе прочего, технологии повышения безопасности ядерных энергетических установок

Одной из задач коллайдера тяжёлых ионов NICA, строительство которого началось в подмосковной Дубне, станет отработка технологии новых безопасных ядерных энергетических установок, так называемых субкритических реакторов, сообщил РИА Новости директор Лаборатории физики высоких энергий Объединённого института ядерных исследований Владимир Кекелидзе.

«Мы ищем новые возможности в новой энергетической области, где пока ещё мало данных. Нынешние реакторы загружают топливом, и они дальше работают сами по себе, вы их можете только заглушить. А здесь идёт управляемая ядерная реакция. Включил рубильник – пошла реакция, выключил – всё остановилось», – рассказал учёный.

Концепция таких реакторов была предложена нобелевским лауреатом Карло Руббиа (Carlo Rubbia). Эта технология предполагает «обстрел» ионами урановой мишени, которая в свою очередь становится источником энергии.

Другим направлением повышения безопасности атомной энергетики, которое будут изучать на «Нике», станет трансмутация – обстрел тяжёлыми ионами отработанного ядерного топлива.

«Радиоактивные элементы при облучении пучками ядер распадаются и переходят в долгоживущие или, наоборот, очень короткоживущие изотопы и уже не представляют опасности», – пояснил Кекелидзе.

Помимо этого, персонал коллайдера будет заниматься традиционными для подобных исследовательских установок задачами – моделированием движения материи и энергии в космическом пространстве с целью получения новых знаний о росте и развитии Вселенной, а также защиты запускаемой в космос техники, и поисками новых методик медико-биологического применения излучений и заряженных частиц.

аэс дубна коллайдер nica оияи управляемая ядерная реакция