Новозеландцы научились трансформировать клетки без «ствола»

Специалисты из университета Окленда заявляют, что им удалось напрямую трансформировать клетки кожи в предшественники нейронов

Специалисты Оклендского университетского центра исследований мозга (Новая Зеландия), объявили о сенсационном прорыве в регенеративной медицине: им удалось осуществить прямую конвертацию клеток кожи человека в мозговые клетки – предшественники нейронов, не прибегая к помощи эмбриональных стволовых клеток. Об этом говорится в сообщении на сайте университета.

«Это шаг вперёд, который будет иметь огромное значение для клеточной биологии во всём мире. Он означает новые возможности в понимании неврологических дегенеративных заболеваний, таких, как болезни Хантингтона, Паркинсона и Альцгеймера», – сообщила руководитель исследования, заведующая лабораторией неврогенеза и нервной регенерации Бронвен Коннор (Bronwen Connor).

По её словам, беря образцы кожи у пациентов с такими заболеваниями, можно получать предшественники нейронов, в равной степени затронутые той же болезнью, и в лабораторных условиях изучать механизм её развития, а также исследовать возможности лечения и замены больных клеток.

Помимо оклендцев, возможность преобразования кожных клеток в мозговые изучают ещё несколько исследовательских групп в США и других странах мира. Однако лишь новозеландским учёным удалось достичь трёх важных результатов.

Во-первых, весь биоматериал имеет человеческое происхождение, в отличие от других экспериментов, где применяются клетки кожи животных

Во-вторых, Коннор и её коллеги обнаружили, что для осуществления изменений необходима модификация лишь двух генов, тогда как за пределами Новой Зеландии учёным приходится трансформировать от 5 до 11 участков ДНК.

В-третьих, общее время модификации клеток через «ствол» составляет до четырёх месяцев, а по технологии, предложенной новозеландскими медиками, незрелые нейроны вырастают за 20-45 дней, в зависимости от условий.

Более того, если стволовые клетки имеют высокий риск не мутировать или мутировать неправильно (а во многих случаях это – прямой путь к раку), то непосредственная трансформация обеспечивает больший «практический выход», а возможность активации злокачественных генов практически исключена, утверждают авторы открытия.

биоинженерия клеточная биология новая зеландия регенеративная медицина