Материалы портала «Научная Россия»

Спор о врождённых моральных ориентирах продолжается

Спор о врождённых моральных ориентирах продолжается
Новозеландские психологи опровергли более ранние выводы американских коллег о том, что дети до года уже могут отличить хорошее от…

У младенцев нет врождённых нравственных ориентиров, утверждают психологи новозеландского университета Отаго. В результате своих экспериментов они не получили данных, подтверждающих более ранние выводы специалистов Йельского университета, которым якобы удалось обнаружить чувство хорошего и плохого у детей в возрасте 6-10 месяцев.

Исследование йельских психологов было опубликовано в журнале Nature ещё в 2007 году и наделало довольно много шума. За пять лет на него было сделано более 100 ссылок в других научных трудах – рекорд для столь короткого периода.

В описываемом эксперименте детям указанного возраста предлагалось наблюдать за деревянной игрушкой в виде альпиниста, взбирающегося на гору. При этом в одном случае ещё один такой же человечек «помогал», а в другом – «препятствовал» восхождению, подталкивая альпиниста с соответствующей стороны. Затем игрушки попарно клались на поднос, и детям предлагалось выбрать одну из них (очевидно, фигурки были окрашены в разные цвета). Из пары «добрый + злой» большинство испытуемых выбирали «доброго». После этого для верификации результатов психологи добавили того человечка, который непосредственно совершал восхождение. Если он был в паре с «помощником», то малыши опять отдавали предпочтение «помощнику», а если со «злым» – то самому альпинисту.

Группа профессоров и студентов из Отаго под руководством доктора Дамиана Скарфа (Damian Scarf), ознакомившись с материалами исследования, решила воспроизвести опыт с некоторыми изменениями.

«В их тесте с дихотомией «один помогает, другой мешает» игрушки сталкивались друг с другом – это детям наверняка не нравилось. Далее, взобравшись на горку, альпинист подпрыгивает – и это только в случае позитивного сценария», – описывает Скарф исходную предпосылку своих коллег.

В новом эксперименте деревянного человечка заставляли прыгать, даже если он не сумел добраться до вершины – и тогда испытуемые выбирали того, кто ему мешал, то есть тенденция симпатии к «помощнику», на которой основана гипотеза йельских специалистов, явно нарушалась.

Споры о том, является мораль врождённой или приобретённой, ведутся ещё с античности, когда древнегреческий мыслитель Сократ и его ученик Платон сформулировали революционный по тем временам тезис: все идеи, в том числе нравственные, даны человеку с рождения, и в процессе воспитания он их лишь вспоминает. С появлением психоанализа эти старые философские дебаты приобрели новую актуальность. «Я ожидаю дальнейших исследований по проблеме морального нативизма и надеюсь, что наши опыты придадут новый импульс этой дискуссии», – говорит Дамиан Скарф.

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий