Расшифрован митохондриальный геном первых жителей Новой Зеландии

Четыре первопоселенца Новой Зеландии принадлежали к разным семьям, а один из них имел предрасположенность к диабету

Учёные из новозеландского Университета Отаго объявили о завершении секвенирования митохондриальных геномов останков первых полинезийцев, поселившихся в Новой Зеландии. Генетические различия между первопоселенцами оказались неожиданно существенными. Статья генетиков опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Специалисты полностью расшифровали митохондриальные геномы четырёх человек, считающихся у местного населения предками. Они были захоронены в большой деревне у переката на реке Вайрау более 700 лет назад.

Митохондриальная ДНК наследуется только по материнской линии. Таким образом, её можно использовать для определения родства по матери и установления общих предков и путей миграции. «Мы обнаружили, что три из четырёх человек не имели близкого общего предка по материнской линии, то есть поселенцы просто были не из одной родовой группы, а из семей, не связанных прямо по материнской линии», – пояснила профессор Лиза Матису-Смит (Lisa Matisoo-Smith).

В геномах нашли два уникальных генетических маркера современных маори, но помимо этого, ещё и несколько ранее неизвестных полинезийских. Как минимум один из поселенцев обладал генетической мутацией, связанной с инсулиновой сопротивляемостью (то есть с диабетом второго типа).

«В целом, наши данные показывают, что среди первых жителей Новой Зеландии существовала большая генетическая вариативность митохондриальных ДНК. Однако у современных маори наблюдается недостаточное генетическое разнообразие, и раньше его связывали с единством популяции основателей народа. Более вероятно, таким образом, что важным фактором было позднейшее сокращение населения в связи из-за европейских заболеваний. Либо же нам ещё предстоит найти генетическое разнообразие. Возможно, оно не было зафиксировано, поскольку раньше рассматривали только небольшую часть митохондриального генома, а не весь, как мы», – добавила Матису-Смит.

Теперь, если провести аналогичный анализ образцов ДНК современных и древних полинезийцев, можно будет выяснить, какими именно путями проходили их миграции через Тихий океан в Новую Зеландию.

Источник: www.otago.ac.nz