Российские и канадские физики создали «кота Шредингера»

Они впервые смогли проследить за проявлением квантовых эффектов на макроуровне, создав видимый глазом набор из миллионов фотонов с неизвестными квантовыми состояниями

Российские и канадские физики впервые смогли проследить за проявлением квантовых эффектов на макроуровне, создав гигантского «кота Шредингера», представляющего собой набор из миллионов фотонов, связанных на квантовом уровне с единичной частицей света, передаёт агентство РИА Новости со ссылкой на материалы журнала Nature Physics и университета Калгари.

«Квантовая механика значительно отличается от классических физических законов, управляющих жизнью больших объектов, таких как кот. Мы пока не знаем, где проходит граница между ними и существует ли она вообще. И хотя мы пока далеки от проведения эксперимента с реальной кошкой, полученные нами результаты говорят о его реалистичности», – заявили учёные Александр Львовский и Кристоф Саймон (Christoph Simon).

Львовский и его коллеги провели опыт, который можно назвать аналогом знаменитого мысленного эксперимента, придуманного немецким физиком Эрвином Шредингером в 1935 году. В ходе этого опыта в закрытый ящик помещаются кот и механизм, открывающий ёмкость с ядом при распаде нестабильного атома. В соответствии с принципами квантовой физики, которые управляют распадом атома, кот является одновременно и живым, и мёртвым до того, как наблюдатель откроет ящик.

У российских и канадских физиков в роли «кота» выступает набор из миллионов фотонов, видимый для глаза человека. Этот «кот» связан на квантовом уровне с «ядом» – единичным фотоном, фаза и другие параметры которого не известны для учёных до измерения его свойств. Их квантовое «запутывание» стало возможно благодаря особой системе из оптических расщепителей и фазовых пластинок, работа которых менялась в зависимости от состояния «яда».

По словам исследователей, нет никаких принципиальных ограничений для выведения других «видов» кота Шредингера из облака атомов и прочих типов частиц материи. Авторы статьи полагают, что изучение таких структур поможет нам понять, как работают квантовые эффекты на макроуровне и как они меняются с ростом масштабов эксперимента.

канада квантовая физика кот шредингера международное сотрудничество