Ученым удалось восстановить нейроны спинного мозга в живом организме

Исследователи Юго-Западного медицинского центра при Техасском университете (США) создали новые нервные клетки в спинном мозге живых млекопитающих, которые переродились в нейроны и заделали повреждение, таким образом исчезла необходимость проведения тран

Хотя это исследование показывает, это когда-нибудь станет реальностью регенерация нейронов из собственных клеток организма, для восстановления после черепно-мозговой травмы или повреждения спинного мозга, или для лечения заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, говорить иб успехе еще слишком рано, необходимо выяснить, приведут ли к функциональным улучшениям эти созданные в первом эксперименте нейроны, и какие следующие цели будут стоять перед учеными в этом направлении?

Повреждение спинного мозга может привести к необратимой потере нейронов, в конечном итоге привести к нарушению моторных и сенсорных функций. Ученые надеются, что регенерирующие клетки могут стать средством для устранения повреждений, но взрослый спинной мозг имеет ограниченную способность производить новые нейроны.

Ученые уже пересаживали стволовые клетки для замены нейронов, но сталкивались с другими препятствиями, которые выявляли потребность в новых способах пополнения потерянных клеток.

Ученые из Техасского отдела молекулярной биологии впервые успешно превратили астроциты - самые распространенные клетки глии мозга, обеспечивающие нейроны питанием и кислородом, из нервных клеток головного мозга у мышей - в нейроны . С помощью модифицированных вирусов, доставлявших гены в астроциты, учёные выяснили, что для перепрограммирования клеток достаточно одного-единственного гена SOX2. Астроциты, получив SOX2, превращались в нейробласты, предшественники нейронов. Метод работал как в культуре клеток, так и в живых мышах с повреждениями спинного мозга. Некоторые из этих нейробластов превращались в обычные нейроны, и эффективность процесса можно было удвоить, если клетки дополнительно стимулироваливальпроевой кислотой.

Новые нейроны, как пишут исследователи в Nature Communications, не оставались в одиночестве, а образовывали соединения с моторными нейронами спинного мозга.

Новые спинномозговые нейроны были получены прямо в живом организме, клетки проходят через стадию предшественников нейронов, однако в этом есть свой плюс: хотя весь процесс занимает больше времени, чем прямое превращение, в результате из одного астроцита получаются нейробласты, которые могут делиться и давать больше одного нейрона на один исходный астроцит. Впрочем, вопросов к работе много. Во-первых, пока что метод не слишком эффективен: лишь 3–6% астроцитов в месте введения генетического лекарства удаётся превратить в нейробласты, и получающихся нейронов не хватает не только для того, чтобы у животного проявились какие-то видимые улучшения, но и для проверки (с помощью электродов) функциональности новых клеток. По сути, авторам удалось пока что доказать только то, что такой подход можно реализовать в живом спинном мозге. Во-вторых, тут есть один парадокс, связанный с использованным для превращения геном SOX2. По словам Мариуса Вернига (Marius Wernig) из Стэнфорда (под его руководством в 2008 году удалось превратить кожные клетки в нейроны), SOX2 обычно активен в предшественниках нейронов, но нужен он для того, чтобы предотвратить превращение нейробласта в нейрон. Почему же тогда именно с его помощью астроциты превращаются в нейроны? Авторы работы отвечают на это так: всё дело в степени активности гена: в зависимости от этого клетка либо остаётся такой, как была, либо начинает перепрограммироваться. В общем, без дополнительных исследований тут не обойтись...

Подготовлено по материалам Юго-Западного медицинского центра при Техасском университете.

Источник: www.utsouthwestern.edu