Открыт новый тип космических лучей

Выяснилось, что космические лучи образуются не только при взрывах сверхновых

При помощи космического рентгеновского телескопа XMM-Newton сотрудники французских Национального центра научных исследований и Комиссариата атомной энергетики открыли новый источник космических лучей. Статья об открытии опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

В окрестностях скопления Арки десятки тысяч молодых звёзд, движущихся на скорости около 700 тысяч км/ч, создают ударную волну, которая ускоряет попадающие в неё заряженные частицы. Образуемые космические лучи продуцируют характерное рентгеновское излучение, взаимодействуя с атомами окружающего газа.

Космические лучи, изначально описанные Виктором Гессом сто лет назад, появлялись при взрывах сверхновых.

В отличие от космических лучей высоких энергий, хорошо известных учёным, низкоэнергетические фиксировать с Земли сложно, поскольку солнечный ветер не пропускает их в гелиосферу. О характеристиках таких лучей специалисты мало что знают. Между тем, ионизируя и нагревая плотные межзвёздные облака, они могут участвовать в формировании звёзд.

Теперь космические лучи низких энергий впервые удалось открыть вне Солнечной системы, причём оказалось, что не только ударные волны сверхновых могут приводить к скоплению ядер в галактике. Теперь открываются перспективы идентификации новых источников ионов в межзвёздном пространстве.

астрофизика космические лучи космомикрофизика скопление арки