Стало известно, каким будет ускоритель после БАК

Международная коллаборация физиков представила технический проект Международного линейного коллайдера

Физики из многих стран мира закончили работу над техническим проектом ускорителя нового поколения – Международного линейного коллайдера (ILC), «наследника» Большого адронного коллайдера (БАК), сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на материалы коллаборации линейного коллайдера, которая объединяет множество ученых, в том числе из России.

ILC продолжит исследовать тайны материи после того, как БАК исчерпает свои возможности.

Проект нового ускорителя обсуждался физиками около 20 лет. В 2007 году было определено, что новый коллайдер будет состоять из двух линейных (а не кольцевых, как БАК) подземных ускорителей длиной около 30 километров, которые будут сталкивать лоб в лоб потоки электронов и позитронов с суммарной энергией столкновений от 500 гигаэлектронвольт до 1 тераэлектронвольта.

ILC сможет с высокой точностью измерить параметры бозона Хиггса, в частности, проверить, является ли он составной частицей. Учёные смогут напрямую измерить массу самой тяжёлой элементарной частицы – топ-кварка, «нащупать» связи между гравитацией и другими фундаментальными взаимодействиями. Физики также надеются найти экспериментальные подтверждения «новой физики» – явления и частицы, которые не объясняются современной Стандартной моделью.

В июне 2012 года группы, работавшие над двумя главными пост-БАКовскими проектами – ILC и Компактным линейным коллайдером (CLIC, Compact Linear Collider) – были объединены под началом одного из руководителей БАКа Лина Эванса.

Согласно расчётам, стоимость строительства ILC составит 7,8 миллиарда долларов в ценах января 2012 года. В качестве возможных мест строительства рассматриваются районы Китаками и Сефури в Японии, северный Иллинойс в США (здесь расположена Лаборатория имени Ферми – один из крупнейших физических центров), а также окрестности Женевы, где находится БАК. Российские физики ранее заявляли, что линейный коллайдер может быть построен в подмосковной Дубне, где находится крупнейший в РФ центр физики высоких энергий – Объединённый институт ядерных исследований.

бозон хиггса большой адронный коллайдер международный линейный коллайдер новая физика стандартная модель ускорители физика элементарных частиц