Новая технология визуализации клеток в ходе эмбриогенеза - спектр судьбы

Ученые визуализировали различные нейрональные субтипы в развивающейся сетчатке глаза рыбы Danio – традиционного объекта эмбриологических исследований. Свою технологию авторы назвали «Spectrum of Fates».

В статье в журнале Development сообщается о еще одной вариации на флуоресцентную тему. Авторы визуализировали различные нейрональные субтипы в развивающейся сетчатке глаза рыбы Danio – традиционного объекта эмбриологических исследований. Свою технологию авторы назвали «Spectrum of Fates».

Ее суть проста — гены разных флуоресцентных белков поставили под контроль промоторов генов трех транскрипционных факторов. Для этой цели были выбраны гены Atoh7, Ptf1a и Crx: их различные комбинации перекрывают основные типы нейронов сетчатки. Таким образом, в отличие от brainbow, где цвет отдельной клетки формируется случайно и не несет биологического смысла, метод Spectrum of Fates позволяет соотносить каждый спектр с определенной клеточной дифференировкой.

Используя данный подход, авторам удалось проследить с хорошим пространственно-временным разрешением последовательность волн эмбриональных дифференировок, развитие нейропиля, судьбы клеток и их иерархию (lineage tracing and hierarchies of fates), а также выяснить влияние нокдауна ряда генов на развитие эмбрионального зачатка сетчатки. В перспективе авторы планируют исследовать с помощью Spectrum of Fates процессы регенерации сетчатки у взрослых рыб. Кроме того, добавление кальциевых сенсоров (о которых уже упоминалось в новостях на molbiol.ru) позволит проследить и формирование синапсов. Это поможет лучше понять, как в ходе эмбриогенеза формируется система первичной обработки зрительной информации. Ну и, конечно, сам принцип может быть распространен на разные организмы, системы и процессы (регуляция клеточного цикла, транскрипционные факторы, сигнальные каскады и т. д.)

f1