Нейтроны помогут алмазодобытчикам «приметить слона»

Одна из проектных компаний РОСНАНО разработала технологию поиска алмазов методом быстрых меченых нейтронов, который помогает избежать разрушения породы

Методы ядерной физики помогут находить больше драгоценных камней. Проектная компания РОСНАНО «Нейтронные технологии» разработала технологию геологической разведки методом быстрых меченых нейтронов (БМН), позволяющую обнаруживать крупные алмазы в кимберлитовой породе без её разрушения.

В настоящее время промышленная добыча алмазов сводится к дроблению и перемалыванию кимберлитовой породы до размера мелкого песка. Основным недостатком такого процесса является то, что при дроблении могут быть разрушены наиболее крупные драгоценные камни, массой от пяти карат и выше.

Суть технологии БМН состоит в облучении объекта досмотра быстрыми нейтронами с энергией 14 мегаэлектронвольт, в результате чего объект досмотра начинает излучать гамма-кванты с энергиями 1–10 МэВ. Это «свечение» индивидуально для каждого элемента, и именно по характеру спектра гамма-квантов можно определить элементный состав вещества, в частности, найти алмаз, состоящий из углерода, в куске породы. Важное преимущество БМН состоит в том, что можно определить положение искомого вещества в трёхмерной системе координат.

Технология БМН была разработана учёными Объединённого института ядерных исследований в городе Дубна. На её основе были созданы различные детекторы взрывчатых и наркотических веществ, серийное производство которых осуществляет ООО «Нейтронные технологии». В настоящее время 77 переносных детекторов взрывчатки на основе БМН  поставлены на вокзалы Северо-Кавказской и Октябрьской железной дороги, а также на станции метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Новосибирска.

Источник: www.rusnano.com