Самые яркие звёзды редко бывают одиноки

Исследование нидерландских астрономов показало: двойные звёзды – скорее правило, чем исключение

Порядка трёх четвертей наиболее ярких и крупных звёзд во Вселенной являются двойными – таков основной вывод исследования, проведённого нидерландскими астрономами на основе данных сверхбольшого телескопа VLT и других приборов Европейской южной обсерватории (ESO).

Гуго Сана (Hugues Sana) и Алекс де Котер (Alex de Koter) из университета Амстердама совместно с Сельмой де Минк из Балтиморского института космических телескопов (США) изучили 71 звезду так называемого О-типа в шести звёздных скоплениях внутри Млечного Пути. Масса этих небесных тел в 15 или более раз превышает массу Солнца, а температура на поверхности составляет более 30 тысяч градусов по Цельсию, что вызывает бело-голубое свечение, которое может быть в миллионы раз ярче солнечного света.

75 процентов звёзд, исследованных голландскими учёными, оказались парными, при этом доля тех пар, в которых возможно взаимодействие, намного превышает предыдущие оценки.

«На «жизнь» той или иной звезды существенно влияет нахождение рядом другой звезды, – говорит Сельма де Минк. – Если два небесных тела находятся достаточно близко друг к другу, то они могут в конце концов слиться. Но даже если этого не произойдёт, одна звезда может забирать материю с поверхности другой».

Такое явление носит название «звезда-вампир». Причём в роли «вампира», как правило, выступает меньший по размерам участник тандема. Количество таких «донорно-акцепторных» пар, по оценкам астрономов, составляет от 40 до 50 процентов  двойных звёзд. Ещё 20-30 процентам в конечном счёте «светит» слияние.

Звёзды О-типа оказывают существенное влияние на формирование галактик. Исходящие от них корпускулярно-волновые «ветры» и вспышки могут как ускорять, так и замедлять рост других звёзд, образовывать туманности, насыщать пространство тяжёлыми элементами. Более того, именно эти объекты считают ответственными за всплески гамма-излучения – одно из наиболее высокоэнергетических явлений во Вселенной.