Ученые из США сообщили в журнале Cell Metabolism о том, что короткая пятидневная диета, аналогичная посту, один раз в месяц улучшает здоровье людей, снижает риск инфарктов и инсультов, приводит к омоложению. Сейчас авторы работы завершили очередной этап клинических испытаний диеты на 80 добровольцах-людях, уточняет Science.

Постом принято называть как строгую диету, то есть отказ от некоторых продуктов, так и полный отказ от еды, голодание. Люди очень не любят поститься, потому что психологически это состояние сложно выдержать, хотя и доказано, что низкокалорийная диета улучшает состояние при многих заболеваниях. Так, геронтолог Вальтер Лонго (Valter Longo) из Университета Южной Калифорнии с коллегами показали, что пост смягчает побочные эффекты химиотерапии у больных онкологией, такие как усталость, слабость. А его опыты на животных показали, что пост оказывает влияние на организм схожее с низкокалорийной диетой (см. статью «Отказ от животных белков — мяса и молочных продуктов — продлевает жизнь»).

Теперь профессор Лонго провел новое исследование с целью изучить, как влияет на организм короткий пост — длительностью 4 дня. Для этого он дважды в месяц сажал на низкокалорийную и низкопротеиновую диету мышей среднего возраста. В дни, свободные от поста, грызунам разрешили есть, сколько влезет.

Мыши, участвовавшие в эксперименте Лонго, прожили в среднем на три месяца дольше собратьев, которые не постились, а также проявили важные признаки улучшения здоровья. Во время эксперимента сахар в крови сидящих на диете грызунов снизился на 40%, а количество инсулина было на 90% ниже, чем обычно. Мыши похудели, а вероятность заболеть раком у них снизилась на 45%. Кроме того, постившиеся животные сохранили многие умственные способности в старости. Возможно, они производили больше новых нейронов в гиппокампусе — области мозга, отвечающей за память, предполагают авторы работы.

Самое же важное открытие, сделанное группой Лонго, состоит в том, что организм мышей, участвовавших в опытах, лучше регенерировал. У животных быстрее восстанавливалась печень, баланс некоторых типов клеток крови соответствовал тому, что бывает в более молодом возрасте. Количество некоторых типов стволовых клеток тоже увеличилось.

Группа Лонго повторила эксперимент на людях. В опытах участвовали 19 человек, которых раз месяц заставили поститься пять дней подряд. Во время поста подопытные потребляли 725-1090 калорий в сутки. Для сравнения: низкокалорийная диета предполагает 1200 калорий в сутки. Еще 19 человек участвовали в контрольной группе и не постились.

Потребовалось три цикла поста и обычного питания, чтобы у людей проявились признаки улучшения здоровья: снижение глюкозы в крови, убавление кишечного жира, снижение уровня белков, отвечающих за риск сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые также отметили небольшое повышение числа стволовых клеток в крови, что свидетельствует об улучшении процессов регенерации организма. Основываясь на совокупности этих фактов, ученые утверждают, что короткий, но строгий пост ведет к омоложению.