Материалы портала «Научная Россия»

Неподкупная амальгама

Зеркала широко применяются в лабораториях: в спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, оптических приборах, лазерах… Как и из чего рождались зеркала?  

Зеркала широко применяются в лабораториях: в спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, оптических приборах, лазерах… Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд  использовал для этой блестящей поверхности, способной отражать, метафору «неподкупная амальгама»... Как и из чего рождались зеркала?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В античные времена обходились подручными средствами: гладким отшлифованным камнем, водами реки, как мифологический персонаж Нарцисс, да, в конце концов, обыкновенной лужей. Самым древним прототипом зеркала считают найденный в Турции кусочек отполированного обсидиана – минерала, который еще называют вулканическим стеклом. 

2. Потом догадались полировать металлы. Свидетельство тому, например,  древнегреческая легенда о Персее, который убил горгону Медузу. Чтобы не попасть под прямой взгляд Медузы, которая таким образом превращала в камень всё живое, Персей смотрел на ее отражение в отполированный медный щит.

3. Такие металлические зеркала, то есть отшлифованные до блеска медные щиты, использовал в военно-технических целях великий ученый античности Архимед. По легенде во время осады Сиракуз во Вторую Пуническую войну Архимед сжег флот римлян. Лет 30 назад греческие инженеры повторили опыт математика и физика древности. Они поставили на берегу людей с полированными пластинами. По команде они сфокусировали солнечные лучи на экспериментальном судне. Через две минуты корабль загорелся, что блестяще подтвердило легенду об Архимеде. 

4. Небольшие металлические зеркала были весьма распространены в античном мире. Их в большом количестве находят на раскопках Помпей. 

5. Серебро и другие металлы полировали до средних веков. Однако металлические зеркала со временем темнеют, да и отполированная поверхность становится шероховатой. Гладкому блестящему металлу придумали защиту – стекло.

6. Стеклянные зеркала изобрели вовсе не в Венеции. Венецианцы попросту купили у фламандцев патент на изготовление зеркал. Но зеркала эти  были  совсем не похожи на современные. В середине XIII века умели делать только круглое стекло, то есть стекло в виде шара или цилиндра. В 1279 году монах Джон Пекам налил в стеклянный шар расплавленное олово. Когда олово застыло тонким слоем, оно стало отражать действительность. Но не то чтобы отлично: все же это было кривое зеркало.  Для получения зеркал, которые не смешили бы окружающих, шар ломали и укрепляли кусочки на плоскости. Вот такие зеркала и делали по фламандскому патенту в Венеции. 

7. Настоящие венецианские зеркала стали делать в начале XIV века, когда братья-стеклодувы Андреа Доменико с венецианского острова Мурано догадались разрезать еще теплый и мягкий стеклянный цилиндр и раскатали его в лист на медной столешнице.

 8. Так в  XIV веке центром стеклоделия стал венецианский остров Мурано – туда отселили всех мастеров, будто бы боясь пожаров. На самом деле опасались утратить сверхвысокий доход – зеркала стоили так дорого, что французские аристократы иной раз продавали имения, чтобы позволить себе блестящую штучку. Зеркало размером метр на полметра стоило восемь тысяч ливров, а картина Рафаэля того же размера – только три тысячи.

9. Французская королева Мария Медичи на рубеже XVI –XVII веков заказала муранским мастерам 119 зеркал для кабинета. Мастера отблагодарили заказчицу зеркалом, которое считается самым дорогим в истории. Подарок, украшенный агатами и ониксами, хранится сейчас в Лувре.

 10. В XVII веке министр финансов Франции Жан-Батист Кольбер в отчаянии подсчитал, во что обошлось казне платье Анны Австрийской сплошь покрытое зеркальцами, и, опасаясь финансового краха, решился на крайность: доверенные люди подкупили  четырех венецианских мастеров и тайно, ночью вывезли на лодке с Мурано. Двоих мастеров венецианцы смогли погубить, двое попросились назад на родину. Но поздно – французы освоили секреты. Так что знаменитый Зеркальный зал Версаля украшали уже мастера немедленно созданной в Тур де Виле зеркальной мануфактуры.

11. Зеркала для галереи знаменитого дворца Людовика XIV делали уже по новой технологии: просто выливали расплавленное стекло на ровную поверхность и раскатывали вальцами. Таким образом было изготовлено 306 зеркал большого размера. Есть версия, что прозвищем «Король-солнце» Людовик XIV обязан сияющей зеркальной галерее в Версале. 

12. Самым сложным в изготовлении стеклянных зеркал было нанесение отражающего металлического слоя. Механические способы заменили химическими. Сначала использовали растворы металлов, в частности, олова в ртути, так называемые амальгамы. Но пары ртути ядовиты, и производство опасно. В XIX веке отказались от амальгамирования и открыли новые химические способы серебрения отражающей поверхности зеркал. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. В современном производстве используют не только химические соединения разных металлов – алюминия, серебра, титана и других, но и их напыление.

14. В России зеркальное и стекольное производства завели при Петре Великом. И в XVIII –  XIX веке они перестали быть экзотикой и заняли свое место в жизни людей. И в науке тоже. 

15. Вероятно, главной научной заслугой зеркал можно признать опыты Майкельсона по измерению скорости света. Применив вращающееся зеркало, американский ученый получил совсем неплохой для 20-х годов результат. 

16. Зеркала широко применяются в приборах и устройствах: спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, фотоаппаратах, разнообразных оптических приборах, лазерах.

17. Сферические зеркала используют для обзора, если можно так выразиться, «за углом» – все не раз видели их на опасных поворотах. В торговых залах их устанавливают для наблюдения за покупателями и продавцами. Параболические зеркала применяют в фарах автомобилей, прожекторах, других осветительных приборах. 

18. В  полицейских фильма и сериалах все не раз видели полупрозрачные зеркала: через них так удобно наблюдать за допросами. Люди с неосвещенной стороны видят находящихся по другую сторону зеркала, а с освещенной – свое отражение. Такие же полупрозрачные зеркала применяют в телесуфлерах: диктора читает  текст на зеркальном экране, прямо за которым объектив камеры. 

19. Зеркала используют и в современном термоядерном оружии – для фокусировки излучения и создания условий для начала реакции. 

20. Нет пределов в зеркальном совершенстве. Японский инженер Кейдзи Китамура собрал своего рода аквариум треугольного сечения, наполненный водой. Две его вертикальные стенки образуют обычные зеркала, соединенные под прямым углом отражающими поверхностями внутрь. А третья стенка – прозрачное стекло. Поглядев в это стекло, человек увидит свое точное, незеркальное отражение.

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий