Неожиданное открытие о ротации шаровых звездных скоплений

Исследователи обнаружили, что все шаровые кластеры выказывают центральную ротацию. Ученых этот результат удивил.

Шаровые кластеры - это древние скопления старых звезд с простым химическим составом, – до миллиона, - крепко связанных друг с другом гравитацией. Шаровые скопления вращаются по орбитам большинства галактик, в том числе и по орбите нашего Млечного Пути. Из-за солидного возраста этих кластеров и их сферической формы, где звезды концентрируются ближе к центру, ученые обычно рассматривали их как простые системы. Однако, новые наблюдения приводят к неожиданным выводам.

Группа ученых под руководством Максимилиана Фабрициуса (Maximilian Fabricius) вела наблюдения за 11 шаровыми скоплениями с помощью телескопа Harlan J. Smith Telescope Обсерватории Университета Техаса. Исследователи обнаружили, что все скопления выказывают эту центральную ротацию. Ученых этот результат удивил.

Теория и многочисленные модели шаровых скоплений указывают на то, что центральная ротация должна стираться в течение достаточно короткого периода времени. Так как эти шаровые скопления сформировались миллиарды лет назад, по мнению ученых, любые признаки вращения к настоящему моменту должны были бы исчезнуть. Даже несмотря на то, что более ранние исследования указывают на определенную ротацию в нескольких системах, они зондировали лишь движение звезд во внешних областях скоплений.

Астрономы сейчас занимаются исследованием 27 из приблизительно 150 шаровых скоплений Млечного Пути. Их открытия поднимают интересные вопросы об истории формирования и эволюции шаровых скоплений. Ни одна из существующих теоретических моделей не говорит о возможности настолько распространенной и сильной ротации.

Источник: www.astronews.ru