Российский прибор ДАН на борту марсохода «Кьюриосити» обнаружил район с необычным составом поверхности в кратере Гейла. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Федерального космического агентства.

С момента посадки на Марс космического аппарата НАСА Curiosity, на борту которого успешно работает российский активный нейтронный детектор ДАН, прошло три года.

Обработав данные прибора ДАН, исследователи узнали, что вдоль 10-километрового пути, пройденного марсоходом по дну кратера Гейла, содержание воды в верхнем и нижнем слоях грунта менялось в пределах 2–5% по массе, а граница между слоями находится на глубине около 20–30 см. Но затем участники эксперимента обнаружили, что марсоход пересек необычный район со значительным повышением потока тепловых нейтронов. Это, по мнению исследователей, указывало либо на то, что в грунте этого района имеется значительное количество воды, около 10%, либо на то, что у грунта необычный химический состав. Группа управления развернула «Кьюриосити» и вернула его в район с аномальными свойствами. Оказалось, что в грунте преобладает окись кремния.

В ближайшие дни «Кьюриосити» двинется дальше к вершине горы Шарпа. Исследователи надеются, что смогут обнаружить и остальные «оазисы» и найти у них общие свойства, которые позволят объяснить очередную загадку «Красной планеты».

В создании научной аппаратуры ДАН и в подготовке космического эксперимента участвовали Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова, Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН и Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна). В настоящее время в проведение эксперимента ДАН на борту марсохода «Кьюриосити» вовлечены и американские ученые и специалисты из Лаборатории реактивного движения НАСА, университетов штатов Аризона и Теннесси, университета Брауна США.