В Южной Америке исследован не совсем обычный гриб. Он имеет способность светиться в темноте как фосфорическая игрушка. В биологической номенклатуре он получил название Neonothopanus gardneri. Этот гриб произрастает в пальмовых лесах Бразилии. Совместная группа ученых из США и Бразилии провела ряд исследований и выяснила, что способность гриба к свечению создает преимущества в плане размножения. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Известно, что грибы размножаются при помощи спор. Чаще всего споры созревают и пускаются по ветру, который разносит их по большой площади. Но тем грибам, которые растут низко, где ветра практически нет, или даже под поверхностью почвы, приходится прибегать к более экзотическим методам решения этой задачи. Например, можно вырабатывать особые ароматические вещества — так поступают, например, всем известные трюфели, ибо некоторые виды животных, в частности, белки и дикие свиньи, неравнодушны к сладковатому аромату, издаваемому зрелыми трюфелями, а раскапывая и поедая плоды трюфелей, они участвуют тем самым в распространении их спор. А гриб веселка обыкновенная выделяет особую пахучую слизь, на которую слетаются мухи.

Ранее считалось, что Neonothopanus gardneri издает постоянное бледно-зеленое свечение, вследствие побочного результата обмена веществ. Однако новое исследование показало, что гриб светится только ночью, в темное время суток, что позволяет ему экономить энергию. Биолюминесценция — не побочный результат эволюции. Если грибы светятся, значит, это для чего-то нужно.

Возможно, свечение связано с тем, что в темное и влажное время суток в тропическом лесу создаются идеальные условия для распространения грибов. Ночные съемки показали, что у грибов в большом количестве собираются жуки-стафинилиды. Но оставалось вероятность того, что их привлекает просто запах гриба.

Для проверки был поставлен эксперимент. Ученые создали пластиковую модель грибов, которая светилась зеленоватым светом, имитируя свечение гриба. Результаты подтвердили, что к фальшивому светящемуся грибу слеталось большое количество насекомых. Стало быть селективное преимущество, которую создает способность к свечению, налицо.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что грибы могут помочь в борьбе с раком, а также исцелить депрессию.