Как сообщает пресс-служба Новосибирского государственного университета, сотрудникам лаборатории нелинейной фотоники НГУ и канадской телекоммуникационной компании MPB Communications Inc. в совместном исследовании удалось описать новый нелинейный эффект — обратное четырехволновое смешение в волоконном световоде. Результаты их работы опубликованы в журнале Nature Photonics. Лаборатория создана в рамках международного центра фотоники Астон-НГУ. В проекте участвовали со стороны НГУ Сергей Турицын, Михаил Федорук и Анастасия Беднякова, а с канадской стороны — Сергей Паперный и Воллас Клементс.

В волоконной оптике хорошо известен следущий факт: различные нелинейные эффекты, такие как четырёхволновое смешение и фазовая самомодуляция, приводят к расширению спектра мощной световой волны, распространяющейся в оптическом волноводе. Физикам из НГУ удалось продемонстрировать обратное явление. В их эксперименте при определенных условиях спектр непрерывного сигнала существенно сужался после распространения в световоде с нормальной дисперсией.

Для публикации представлена разработанная на основе экспериментальных данных простая теория обратного четырехволнового смешения, которая качественно объясняет перераспределение энергии с краев спектра в его центр с последующим сжатием. Обнаруженный эффект важен для потенциального применения в волоконных лазерах и линиях связи тем, что после нелинейного сжатия спектр сигнала устойчиво распространяется в световоде без изменения своей формы. Таким образом можно повысить спектральную яркость сигнала и увеличить пропускную способность и скорость передачи данных в современных волоконных линиях связи.