Ученые будут ловить нейтрино от сверхновых

Проект DUNE по исследованию нейтрино стартует в лаборатории Фермилаб в США.

Лаборатория Фермилаб (Fermilab), занимающаяся экспериментами по физике высоких энергий, запускает новый проект, получивший название Dune (Deep Underground Neutrino Experiment). Задача ученых — исследование нейтрино, исходящих от сверхновых. О проекте рассказывает BBC News со ссылкой на сообщение на сайте лаборатории.

Уже существующий ускоритель частиц будет использоваться как источник протонов, их поток будет разбиваться, производя частицы с коротким сроком жизни. Они в свою очередь будут следовать по специальной 200-метровой трубке, где большая их часть будет превращаться в нейтрино.

Нейтрино будут проходить около 1300 километров под землей от Фермилаб до мощного детектора, который расположится в подземном научно-исследовательском центре Сэнфорд в Южной Дакоте. Над проектом будет работать коллаборация американских и британских физиков. Подготовка к запуску проекта началась еще летом 2014 года, сейчас в коллаборации уже около 700 ученых.

Исследования нейтрино сейчас — одно из самых перспективных направлений как в космологии, так и в физике элементарных частиц. Это сверхлегкие частицы без электрического заряда, легко проходящие сквозь материю. Ловить и исследовать их крайне сложно, однако именно с этими исследованиями ученые связывают, в частности, надежду ответить на вопрос, почему наша Вселенная не состоит из антиматерии. Кроме того, проект позволит лучше понять процессы, происходящие на взрывающейся звезде: происходит это примерно каждые 30 лет (последний раз — в 1987 году). Ученые надеются, что им удастся застать это явление во всеоружии.

нейтрино проект dune сверхновые