Объяснён механизм удаления омертвевших клеток

Учёные из Австралии установили, что некротические клетки из организма удаляются точно так же, как тромбы

Австралийские учёные выяснили, что фермент тканевый активатор плазминогена (tPA), играющий ключевую роль в разрушении сгустков крови, также крайне важен при удалении омертвевших клеток. До сих пор этот механизм практически не был изучен, сообщает научно-популярный сайт Sci-News.com.

Оказалось, что на последних стадиях смерти повреждённая клетка подвергается перестройке и принимает форму, схожую с тромбом. Этот процесс – нуклеоцитоплазматическая коагуляция – описан впервые. Статья об открытии опубликована в журнале Cell Reports.

«Тромбоподобная структура позволяет опознавать повреждённые клетки и удалять их при помощи tPA и его командой ферментов-мусорщиков, – объяснил Роберт Медкалф из Университета Монаша. – Принцип точно такой же, как при формировании и удалении тромба. В процессе отмирания клетка проходит через это уникальное состояние, которое локализует все её внутренние остатки, после чего в установленном порядке разрушающая тромбы система ферментов выносит её через кровь, не нанося вреда организму».

Открытие было сделано при изучении клеток мозга, но потом выяснилось, что такой процесс действует везде. «Это очень эффективно. Чтобы не дублироваться, организм использует одну и ту же систему удаления отходов для мёртвых клеток и отслуживших своё. Это означает, что t-PA и его команда узнаёт мусор по структуре или форме, а не при помощи специальных белков», – полагает Медкалф.

Источник: www.sci-news.com