Неандертальцы ели зелень

Анализ зубов показал, что населявшие современную Европу гоминиды жарили овощи и могли использовать лекарственные растения

Долгое время неандертальцы считались мясоедами. Представление о них как о суровых хищниках послужило предпосылкой для предположений о том, что их вымирание около 25 000 лет назад стало результатом нехватки пищи, в то время как всеядным людям удалось выжить. Однако всё больше появляется свидетельств того, что важной составляющей диеты неандертальцев являлись растения, которые жарились и даже использовались в лечебных целях.

Источником находки является пещера Эль Сидрон в северной Испании, где были обнаружены останки скелетов, среди которых не менее 13 неандертальцев (Homoneanderthalensis) возрастом около 50 000 лет. На зубах многих из них был найден кальцинированный зубной налёт. Антрополог Карен Харди (Karen Hardy) предположила, что этот налёт поможет пристальнее присмотреться к меню неандертальцев.

Использование зубного налёта для определения пищевого рациона древних животных само по себе не ново, но Харди пошла дальше, пытаясь найти в этом налёте органические соединения. С этой целью она и группа учёных, в числе которых был химик-археолог Стивен Бакли (Stephen Buckley), применили для анализа налёта, собранного с десяти зубов пяти неандертальцев из пещеры, методы газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Налёт содержал ряд углеводов и гранул крахмала, что указывает на употребление неандертальцами в пищу самых разнообразных видов растений. И напротив, содержание липидов и белков мяса оказалось незначительным. Харди и ее коллеги также обнаружили ряд алкилфенолов и ароматических углеводородов, а также жареные гранулы крахмала, позволяющие предположить, что неандертальцы проводили много времени в задымлённой среде и ели приготовленные овощи.

Среди обнаруженных Харди соединений были и химические вещества, содержащиеся в таких растениях, как тысячелистник и ромашка, обладающие горьким вкусом и не представляющие питательной ценности. Генетический анализ показал, что неандертальцы обладали способностью определять горький вкус, что вызывает вопросы о том, по какой причине они бы намеренно ели подобные растения. Антрополог Майкл Хазан (Michael Chazan) предполагает, что горькие на вкус растения использовались для разведения огня и могли войти в рацион как побочные продукты приготовления пищи. Его коллега Ричард Рэнгэм (Richard Wrangham), напротив, считает, что тысячелистник и ромашка применялись в качестве приправ.

Харди с Рэнгхэмом не согласна: «Сама идея неандертальцев, сидящих с миской салата, выходит за пределы моего воображения, да и нет никаких доказательств наличия у них горшков для варки пищи, поэтому вряд ли они готовили супы». Харди также высказывает теорию о том, что неандертальцы могли применять горькие растения в качестве лекарств ― современные фитотерапевты используют их как противовоспалительные и антисептические средства. «Все современные высшие приматы употребляют лекарственные растения; возможно, их употребляли и неандертальцы», — говорит она.

Источник: Мэтт Каплан (Matt Kaplan), Nature.com