Неандертальцы умели делать кожевенные инструменты

Ещё 40 тысяч лет назад непрямые предки человека изготовляли костяные гладилки и лощилки для кожи, свидетельствуют результаты раскопок во Франции

«Кокардье», как французы шутя прозвали себя за ура-патриотизм, могут записать в свою копилку ещё один повод для гордости: их страна, возможно, была законодательницей мод ещё во времена неандертальцев. Во всяком случае, раскопки двух стоянок в департаменте Дордонь к востоку от города Бордо свидетельствуют о том, что гоминиды, выделение которых предшествовало появлению современных людей, уже около 40 тысяч лет назад освоили не только выделку шкур животных, но и изготовление инструментов для этого ремесла, практически ничем не отличающихся от используемых в наши дни.

Изучая предметы, обнаруженные за последнее десятилетие на стоянках Пеш-де-ль-Азе и Абри-Пейрони, археологи из немецкого Института эволюционной антропологии Макса Планка Мари Соресси (Marie Soressi) и Шеннон Макферрон (Shannon McPherron) обнаружили осколки нескольких костяных орудий, называемых гладилками или лощилками. Они до сих пор используются для сглаживания поверхности кожи с целью придания ей блеска и водонепроницаемости. Соресси даже обратилась в знаменитую парижскую фирму Hermès, производящую дорогие кожаные сумочки «Биркин», и там узнали этот инструмент.

По словам Макферрона, хотя большинство неандертальских костяных орудий повторяют формой каменные, эти гладилки явно сделаны с учётом особой текстуры и гибкости кости – свойств, которые обеспечивают ей безусловное преимущество в работе с таким «капризным» материалом, как кожа.

Сомнений в том, что инструменты принадлежат именно неандертальцам, нет: люди современного типа на двух указанных стоянках не жили. Однако остаётся загадкой, были ли непрямые предки человека пионерами в освоении кожевенного ремесла или же, наоборот, научились ему у кроманьонцев, либо оно появилось в двух разных популяционно-видовых группах независимо друг от друга.

кожа неандертальцы орудия труда палеоантропология