Ученые из Германии и России нашли объяснение наводнения в Крымске, случившегося три года назад. По их данным, причиной сильных ливней, вызвавших наводнение, стало потепление Черного моря. Свои выводы ученые опубликовали в журнале Nature Geoscience и пояснили в комментариях ТАСС и Livescience.

Летом 2012 года в горах выше города Крымска, расположенного на черноморском побережье Краснодарского края, после обильных дождей прорвало плотину. 6-7 июля грязевой поток залил город, жилые кварталы, погибло более 170 человек. Ничего подобного на памяти климатологов там раньше не происходило. Позже, анализирую погоду, ученые заметили, что уровень осадков превысил на 300% все, что было известно для этого места еще какие-то десятки лет назад. Почему произошел такой рост количества осадков?

В 2012 году небывалые ливни пришли в Черноморский регион из Каспия вместе с областью низкого давления. Шторм набрал силу, двигаясь по теплому Черному морю, пока не наткнулся на подножия Кавказских гор в том, месте, где расположен Крымск. Теплый влажный воздух от моря перемешивался и поднимался вверх, вызывая положительную связь, то есть усиливая шторм. В итоге обрушившийся на Крымск шторм был в два раза сильнее тех, что фиксировали здесь ранее.

Отталкиваясь от факта, что после 1982 года температура Черного моря возросла на 2 °C, ученые из Центра исследований океана имени Гельмгольца GEOMAR (Германия) и Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН (Россия) решили уточнить, действительно ли потепление Черного моря стало причиной сильного шторма в Крымске. А заодно связано ли оно с глобальным потеплением и промышленными выбросами парниковых газов.

Исследователи разработали климатическую модель высокого разрешения для региона и симулировали шторм, меняя разные параметры. Оказалось, что еще 30 лет назад тот же самый шторм не набрал бы такую силу и окончился бы значительно меньшим количеством осадков. А потепление моря усилило его на 300%. Что же будет дальше при дальнейшем потеплении моря?

Модель показала, что в дальнейшем здесь стоит ожидать подобных сильных штормов. Гипотеза подтвердилась 25 июня 2015 года, когда затопило Сочи, расположенный южнее Крымска по побережью Черного моря.