Естественный отбор развивает социальное поведение

Сложная система социальных взаимодействий появилась ещё у общего предка человека и современных обезьян, полагают учёные

Два года постоянных наблюдений за обезьянами и анализ их родственных связей, проведённый исследователями из Университета Дьюка, позволил сделать вывод о том, что естественный отбор способствует развитию социальных связей.

Изученную популяцию макак на острове Кайо-Сантьяго возле Пуэрто-Рико создали в 1938 году, выпустив обезьян из Индии. С тех пор их почти не трогал человек за исключением местных студентов, которые составляли родословную макак.

Исследователи наблюдали за 90 обезьянами два года, тщательно фиксируя их взаимодействия по 10 минут. В результате зафиксировано было 4—5 часов поведения каждой макаки; отмечались ухаживания, близость и агрессия.

Исходя из полученных данных были составлены схемы просоциальных и антисоциальных взаимодействий. Также измерялись соотношения «между» особями (кратчайшие пути между точками на карте) и собственные векторы (показатели того, сколько друзей имеет каждый друг особи). Оказалось, что такие поведенческие характеристики передаются по наследству. Это вполне соответствует тому, что наблюдается среди людей.

Наследственность агрессивного поведения выявлена не была, однако оно явно влияет на репродуктивный успех. Этот показатель лучше всего у самых агрессивных и самых пассивных обезьян.

Кроме того, был проведён анализ двух генов серотониновой системы макак, ответственных за синтез вещества и его распространение по организму. Вариации этих генов учёные связали с ухаживаниями обезьян. Конечно, гены не определяют социальное положение, но на поведение существенно влияет комбинация социальных навыков и темперамента, имеющая генетическую основу, считают учёные.

Ранее было показано, что социальные связи в сообществах охотников и собирателей не сильно отличаются от современных человеческих. Теперь встаёт вопрос о том, что они появились ещё у общего предка человека и макаки.

Исследовательская группа получила дополнительное финансирование и будет вести работы ещё пять лет с другими группами обезьян и анализируя больше генетических показателей.

Источник: news.rice.edu