Объявленная с такой помпой пресс-конференция НАСА хотя и не поведала нам о зеленых человечках, но все равно была увлекательной. Космический телескоп Спитцер нашел нечто до сих пор невиданное — систему из семи планет на орбитах вокруг одной звезды, известной как TRAPPIST-1. Из этих семи планет три находятся в т.н. обитаемой зоне, т.е. на таком расстоянии от своей звезды, чтобы там могла быть жидкая вода. И как вишенка на торте — эта звезда находится в 40 световых годах от нас, в созвездии Водолея, т.е. по космическим меркам практически по соседству. Об этом сообщают NASA и Nature.

 

Более того, жидкая вода может быть на всех семи планетах, при соответствующих условиях. А жидкая вода, согласно современным представлениям — основа жизни.

Итак, что на сей момент известно о вновь найденных планетах. Данные от Спитцера позволили оценить размеры и массу шести из семи космических объектов, а значит, и их плотность. Судя по имеющимся результатам, все они каменистые. Есть ли на какой-либо из них вода и если да, то есть ли жидкая вода на поверхности, можно будет судить только по будущим наблюдениям. Массу самой большой еще предстоит определить, но ученые уже предполагают, что это ледянистый мир, похожий, так сказать, на снежок.

Теперь перейдем к звезде — TRAPPIST-1. Она относится к ультра-холодным карликам, причем даже на ближайших к ней планетах вода может оставаться в жидком состоянии. Собственно, все планеты и там очень близки к звезде, по меркам Солнечной системы — все орбиты пролегают на расстоянии меньшем, чем орбита Меркурия от Солнца, и, кстати, очень близко друг ко другу. Чтобы можно было оценить, насколько близко, представьте, что вы можете разглядеть на другой планете особенности ландшафта, скажем, горы, или облачный покров.

Далее, возможно, что планеты могут быть всегда повернуты к звезде одной стороной, т.е. на одной стороне всегда день, на другой — всегда ночь. Это, в свою очередь, может означаться, что погода там оставляет желать лучшего, т.е. постоянные ветры с дневной стороны на ночную и значительные перепадки температур.

Об открытии первых планет были объявлено еще в мае 2016 года. И хотя в открытии участвовало несколько астрономических инструментов, именно Спитцер, будучи инфракрасным телескопом, наилучшим образом подходил для наблюдений за звездой, потому что она ярче всего как раз в инфракрасном диапазоне. Кроме того, этот телескоп расположен очень удачно, чтобы наблюдать т.н. транзиты — прохождение небесных тел на фоне других, например, планеты на фоне своей звезды. Осень 2016 года Спитцер наблюдал за TRAPPIST-1 в течение 500 часов почти безостановочно.

Тогда же, в мае прошлого года, к наблюдениям за системой подключился Hubble, и не обнаружил на четырех планетах, в том числе трех из обитаемой зоны, «пышной», насыщенной водородом атмосферы, какая наблюдается на Нептуне, например. Это еще один аргумент в пользу «каменистой» природы этих планет. А когда в 2018 году начнет работать Космический телескоп Джеймса Вебба — обладающий куда большей чувствительностью, можно будет понять, из чего состоит атмосфера этих планет, сколько там воды, метана, кислорода, озона и т.д. Учитывая, что этот телескоп умеет оценивать температуру на поверхности и давление, в скором будущем мы сможем оценить теоретическую обитаемость этих планет.