Мешал ли холод зарождению жизни?

Реакции с участием пребиотиков могут происходить даже при очень низких температурах, выяснили специалисты NASA

Органические реакции, подобные тем, что обусловили зарождение жизни на Земле, возможны даже на льду. Это экспериментально подтвердили специалисты Лаборатории реактивного движения NASA (JPL).

Одна из гипотез о происхождении всего живого гласит, что первоначальные органические соединения – пребиотики, – а также вода были занесены на нашу планету кометами или астероидами. Однако до настоящего времени было неясно, как в таком случае эти вещества могли образоваться и сохраниться, если во многих местах Вселенной царят температуры, близкие к абсолютному нулю.

Но вот учёные из JPL под руководством Мурти Гудипати и Жуй Яна провели серию экспериментов с полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) – одной из наиболее стойких групп веществ во всём царстве органики. На земле ПАУ обычно образуются при сгорании нефтепродуктов, древесины и других материалов, содержащих углеродные соединения. Их находили и в космосе – в планетообразующих дисках вокруг звёзд и межзвёздном пространстве дальних галактик.

Гудипати и Жуй Ян смоделировали в лаборатории космические условия – температура 5 кельвинов (-268 градусов Цельсия) плюс ультрафиолетовое излучение. Затем лёд, образовавшийся в установке, был облучён одновременно инфракрасным и ультрафиолетовым лазерами с целью определения состава продуктов реакции.

Выяснилось, что ПАУ присоединили к себе атомы водорода, потеряли ряд бензольных колец, обусловливающих их ароматические свойства, и превратились в более сложные вещества. По словам Гудипати, примерно так же выглядели реакции на первых стадиях образования аминокислот и нуклеотидов, из которых потом возникли соответственно белки и нуклеиновые кислоты.

«ПАУ – весьма упрямые молекулы, и мы с большим удивлением наблюдали их химические изменения при таком холоде», – сказал учёный.

«Первые шаги к возникновению жизни действительно могли быть сделаны ещё в самых холодных районах Вселенной», – добавил он.