Как сэкономить на экспедиции по Солнечной системе?

С учетом ограниченности выбора, специалистов NASA беспокоит рост затрат и сложности

Когда речь идёт об исследовании космоса, реализация амбициозных целей всегда требует времени и денег. Не является исключением и программа NASA под названием «Discovery», в рамках которой в ближайшее время будет выделено 425 миллионов долларов на одну из трёх конкурирующих миссий – это отправка зонда на Марс, комету или спутник Сатурна Титан.

Однако программа всегда ставила своей целью добиваться значительных научных результатов по сравнительно низкой цене, и начиная с 1996 года её космические аппараты избороздили почти все уголки Солнечной Системы. Первоначально запуски происходили каждые один-два года, однако теперь их частота снижается. Новая миссия станет первой за последние пять лет, и следующей придётся ждать не меньше.

По словам некоторых наблюдателей NASA, увеличивающаяся периодичность, а также рост расходов и сложность негативно воздействуют на программу, поскольку провоцирует всё более осторожный подход к отбору миссий. «Снижение темпов Discovery представляет для нее реальную угрозу», — считает планетовед Алан Стерн (Alan Stern).

Главного руководителя программ NASA при Aerospace Corporation в Эль Сегундо, штат Калифорния, Дэвида Бирдена (David Bearden) эта тенденция не удивляет. Сжатый бюджет ограничил частоту реализации более крупных и дорогостоящих, так называемых «флагманских» миссий, подобных марсианской научной лаборатории стоимостью 2,5 миллиарда долларов, приземление которой на красную планету планируется в следующем месяце. Поэтому планетологи рассмотрели обычные запуски Discovery и настояли на установке на зондах дополнительного научного оборудования. Первая миссия Discovery – NEAR (Near Earth Asteroid Rendezvous) – направила относительно простой аппарат с пятью приборами на астероид Эрос. А проект 2004 года MESSENGER по освоению Меркурия, направив 7 аппаратов, был вынужден следовать сложным путём, чтобы достичь планеты. В конечном итоге миссия на 43% превысила выделенный ей бюджет.

По словам Стерна, задержки в запусках увеличивают расходы, связанные не только с технологической сложностью, но и с администрированием. Руководители вынуждены дольше удерживать группы инженеров и, учитывая повышение ставок, в результате тратят больше средств на испытания и проверки. «Когда запуски происходят реже, значение каждого из них возрастает, — говорит он. — И это само по себе становится движущей психологической силой увеличения затрат на проект и руководство программой».

Источник: Эрик Хэнд (Eric Hand), Nature.com