NASA влезает в непредвиденные расходы

«Бесплатные» шпионские телескопы влетают NASA в копеечку

Узнав, что американские спецслужбы передают в распоряжение NASA два телескопа, не уступающих по характеристикам знаменитому «Хабблу», астрономы в предвкушении потирали руки. Это дало бы возможность «оживить» широкоугольный инфракрасный исследовательский телескоп WFIRST – проект, целью которого стало бы более глубокое понимание тёмной энергии, ускоряющей расширение Вселенной. Поле обзора телескопов c 2,4-метровыми линзами гораздо шире, чем у «Хаббла», и они больше подходят для данного метода исследований.

Однако NASA всё ещё хранит относительное молчание по поводу своей неожиданной удачи. «Мы не афишируем эту информацию», — заявил исполняющий обязанности заместителя директора по вопросам астрофизики Майкл Мур (Michael Moore). Но почему бы NASA не трубить об этой новости на всех углах? Один из возможных ответов заключается в том, что телескопы стоимостью по 250 миллионов долларов могут сделать миссию WFIRST дороже. После всех своих неприятностей с космическим телескопом Джеймса Уэбба (James Webb), стоимость которого взлетела до 8,8 миллиардов долларов, что и послужило основной причиной отсрочки миссии WFIRST, агентство не хочет наступать на те же грабли. «Это позволяет быстрее реализовать WFIRST и даёт вам возможность сделать всё лучше, — говорит астроном Дэвид Сперджел. – Но на данный момент нам неизвестно, получится ли всё дешевле».

«Быстрее» объясняется легко. Производство зеркала любого космического телескопа — так называемой «детали с длительным циклом изготовления» — это тот этап работы, который должен начинаться заранее. По состоянию на сегодняшний день NASA не удастся запустить WFIRST раньше 2024 года. Однако Мур считает, что при условии денежных вливаний, призванных перепрофилировать один из шпионских телескопов, запуск WFIRST мог бы состояться уже в 2020 году.

Смысл слова «лучше» тоже достаточно очевиден. По оценке проводимого каждые десять лет исследования, WFIRST был спроектирован на основе полутораметрового зеркала. Его увеличение до 2,4 метра означает, что миссия сможет заглянуть глубже во Вселенную.

Однако стоимость WFIRST уже оценена в 1,6 миллиарда долларов – и это для телескопа с 1,5-метровой линзой. Изменение конфигурации на больший телескоп с линзой в 2,4 метра повлечёт за собой дополнительные расходы. Для более тяжёлого телескопа потребуется и более мощная и дорогая ракета, способная поднять его на орбиту.

С другой стороны, указывает Сперджел, сделать что-то быстрее — запустив в 2020, а не в 2024 году — означает снижение и общих накладных расходов на обслуживающий персонал. «Простаивающая армия», которая сопровождает любой проект, часто является одной из самых больших статей расходов. «Я думаю, мы нуждаемся в серьёзной оценке стоимости», — заявил Сперджел.

Источник: Эрик Хэнд, Nature.com