Учёные NASA увидели самую яркую гамма-вспышку столетия

Три орбитальных и несколько наземных телескопов зафиксировали беспрецедентное по яркости событие, которое, по словам астрономов, происходит не чаще одного-двух раз в 100 лет

Американские астрономы зафиксировали во Вселенной самую яркую вспышку в нынешнем столетии, вызванную беспрецедентным выбросом гамма-излучения и образованием сверхмассивной чёрной дыры. Уникальные детали этого события, которому присвоен индекс 130427A, удалось «разглядеть» трём орбитальным и нескольким наземным телескопам NASA.

«Мы предполагаем, что подобные события случаются не чаще одного-двух раз за столетие. Поэтому нам повезло застать одно из них именно тогда, когда мы обзавелись подходящей группировкой орбитальных телескопов, дополняющих друг друга своими наблюдательными возможностями», – говорит Пол Герц (Paul Hertz), директор астрофизического отделения американского космического агентства.

Гамма-вспышки считаются самыми яркими событиями в космосе. Они возникают, когда ядро массивной звезды полностью расходует запас «ядерного горючего», разрушается и вместо него начинает расти чёрная дыра. Потоки частиц проходят сквозь весь объём звезды, которая также постепенно разрушается, и извергаются вовне со скоростью, близкой к световой.

Как отметил Герц, вспышка оказалось настолько заметной, что её можно было наблюдать даже в бинокль с Земли. По астрономической шкале яркости ей была присвоена почти такая же величина, как и самым тусклым звёздам, видимым невооружённым глазом.

Датчик гамма-излучения, установленный на космическом телескопе «Ферми», ничего подобного ранее не фиксировал. А специалисты из Лос-Аламоса, где установлены несколько приборов, участвующих в «Программе быстрого реагирования телескопов – Рэптор», наблюдали событие в течение почти 20 часов – дольше, чем любое другое аналогичное явление. В свою очередь, орбитальный рентгеновский телескоп NuStar на следующий день зафиксировал продолжительное «послесвечение», которое обычно следует за первоначальным гамма-всплеском и излучается на более длинных волнах.

Источник: www.nasa.gov, www.itar-tass.com