Углеродные нанотрубки признаны умеренно опасными

Специалисты из российских научных учреждений изучили воздействие углеродных нанотрубок на хромосомы

Российские учёные испытали влияние углеродных нанотрубок (УНТ) на отдельные клетки и хромосомы. Это одно из первых исследований такого уровня, и оно показало, что такие трубки действительно в некоторой степени опасны, передаёт портал «Наука и технологии России» со ссылкой на публикацию в журнале «Российские нанотехнологии».

Токсическое действие УНТ, которые находят всё большее применение в новых технологиях, изучается более десяти лет. Уже достоверно установлено, что они проявляют значительно большую генотоксичность по сравнению с другими наночастицами углерода.

Коллектив российских учёных из Медицинского института при Тамбовском госуниверситете имени Г. Р. Державина, Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, ООО «НаноТехЦентр», Томского политехнического университета и НИТУ «МИСиС» под руководством генерального директора Центра медицинской экологии и нанотоксикологии Александра Гусева изучил влияние многостенных УНТ на организмы водных животных и хромосомы некоторых насекомых. Для своих исследований авторы выбрали организмы, которые считаются наиболее вероятными первичными «жертвами» наноматериалов, попадающих в окружающую среду. По мнению исследователей, сюда можно отнести пресноводные «фильтраторы»: личинки хирономид и цериодафний, одноклеточные зелёные водоросли и бактерии кишечной палочки.

Учёные работали с углеродным наноматериалом «Таунит» – порошком чёрного цвета, состоящим из многостенных нанотрубок. Его крупнотоннажное производство уже налажено в Тамбове.

Авторы проводили биотестирование этой структуры и выясняли влияние концентрации и времени экспозиции УНТ на активность хромосом в определённых клетках личинок насекомых, обитающих в водной среде, а также на смертность выбранных биологических объектов.

В ходе эксперимента подтвердился известный факт, что первыми на присутствие нанотрубок в организме реагируют субклеточные структуры, запускающие компенсаторные механизмы в ответ на стрессовое воздействие, а также установили, при каких условиях эти структуры справляются с загрязнением, а при каких начинают «бить тревогу».

В качестве подопытных структур были выбраны определённые участки хромосом, которые генетики называют ядрышковыми организаторами. Эти участки за поддержание в клетке гомеостаза и служат сенсором многих стрессовых воздействий. Нарушение их функций приводит к гибели клеток. Однако они способны противостоять влиянию извне, запуская компенсаторные механизмы, что приводит к общей краткосрочной стимуляции обменных процессов в клетке. Клетка отвечает на стресс и пытается восстановить свой нормальный обмен веществ.

В таких случаях организм менее чувствительно реагирует на наноуглеродные соединения. Исследователи установили, что безопасные концентрации углеродных нанотрубок в водной среде лежат в диапазоне ниже 2 мг/л, и пришли к выводу, что нанотрубки относятся к умеренно опасным веществам, рассказывает автор портала «Наука и технологии России». В малых дозах они не более токсичны, чем такой распространённый природный материал, как сажа. Результаты, полученные авторами исследования, могут быть использованы при разработке норм безопасности для продукции из различных углеродных наноматериалов.

клеточная биология мисис нанотрубки саратовский государственный университет тамбовский государственный университет