Наночастицы золота нарушают пространственную структуру ДНК?

Исследования российских учёных показывают, что наночастицы золота могут нарушать структуру генетического аппарата

Как известно, наночастицы золота применяют в медицине, например при терапии злокачественных опухолей и лечении токсоплазмоза. Однако абсолютная безопасность наночастиц не доказана: нельзя исключить, что они обладают мутагенным или генотоксическим действием. Учёные из Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта РАН и Института теоретической физики им. Л. Д. Ландау РАН на модели жидкокристаллических дисперсий ДНК обнаружили, что наночастицы золота всё же нарушают структуру генетического аппарата. Об этом пишет портал «Наука и технологии России».

Свойства наночастиц металлов и окислов металлов заметно отличаются от свойств, характерных для «массивного» образца исходного материала, поэтому их постоянно тестируют на токсичность и мутагенность. Золото здесь не исключение. Первые предположения о том, что наночастицы золота малого размера могут воздействовать на генетический аппарат, в частности нарушать образование мужских половых клеток, высказали учёные Университета Чулалонгкорна (Таиланд) в статье, опубликованной в журнале Fertility and Sterility в 2009 году. Но вопрос о том, носит ли этот эффект универсальный характер, то есть относится ли к генетическому аппарату в целом, а не охватывает только специализированные клетки, остаётся без ответа. Неопределённость связана ещё и с отсутствием разумной биологической модели, позволяющей однозначно детектировать этот эффект.

Группа учёных из Института молекулярной биологии и Института теоретической физики предложила использовать в качестве такой модели частицы жидкокристаллических дисперсий ДНК.

«Они лучше всего моделируют генетический аппарат простейших клеток в том плане, что по ним можно обнаружить эффект действия на него наночастиц золота. И мы этот эффект увидели», – пояснил заведующий лабораторией конденсированного состояния нуклеиновых кислот ИБХ РАН, профессор Юрий Евдокимов.

Для своего эксперимента учёные получили дисперсию жидкокристаллических частиц двухцепочечных ДНК в водно-солевом растворе, содержащем полиэтиленгликоль. В каждой частице такой дисперсии соседние молекулы ДНК уложены слоями. Причём каждый последующий слой повёрнут на определённый угол по отношению к предыдущему, поскольку молекула ДНК имеет спиральную структуру. Такие слои называются квазинематическими. Между соседними молекулами в слое существует «свободное» пространство шириной от 2,5 до 5 нм в зависимости от свойств раствора. Поворот слоёв приводит к формированию пространственно закрученной структуры частиц дисперсии, что легко определить по их оптической активности. Если химически или биологически активные соединения взаимодействуют с двухцепочечными молекулами ДНК в частицах дисперсии, оптическая активность определённым образом меняется.

Учёные исследовали взаимодействие наночастиц золота размером 2,5 и 15 нм с частицами жидкокристаллических дисперсий ДНК и пришли к выводу, что в зависимости от размеров наночастицы золота связываются молекулами ДНК по-разному. Во-первых, наночастицы любого размера образуют комплексы с «поверхностными» молекулами ДНК, при этом самые мелкие частицы могут располагаться в бороздках этих «поверхностных» молекул. Во-вторых, наночастицы золота, размер которых сопоставим с расстоянием между молекулами ДНК в квазинематических слоях жидкокристаллической частицы, могут проникать внутрь слоёв и взаимодействовать с молекулами ДНК. При этом они образуют линейные кластеры в «свободном» пространстве между соседними молекулами ДНК. Сочетание этих взаимодействий приводит к тому, что спиральная, пространственно закрученная структура частицы жидкокристаллической дисперсии ДНК исчезает и соседние слои лежат просто параллельно друг другу.

Учёные предположили, что наночастицы золота малого размера аналогичным образом действуют и на биологические объекты, в том числе вирусы и спермии, нарушая пространственную упаковку их ДНК, что может сопровождаться генетическими последствиями. Однако с окончательными выводами они не спешат.

«Мы очень осторожно говорим о том, что обнаруженный нами эффект может иметь отношение к мутагенности и генотоксичности, – отметил Юрий Евдокимов. – Это мы проверяем в настоящее время».

Источник: www.strf.ru