Удалось управлять формой наночастиц для генотерапии

Вместо вирусов для внедрения ДНК в клетку предложено использовать наночастицы, и теперь учёным удалось управлять их формой и,…

Исследователи из Университета Джона Хопкинса и Северо-Западного университета выяснили, как управлять формой наночастиц, которые перемещают по организму ДНК. То, какую форму имеют частицы, имеет большое значение для эффективности их лечебного действия, в том числе противоракового. Статья учёных об этом опубликована в журнале Advanced Materials.

Важно, что разработанная американскими учёными технология генной терапии не использует вирус для привнесения ДНК в клетку, так как некоторые вирусы могут быть опасны для здоровья человека.

«Эти наночастицы могут стать безопасным и эффективным механизмом доставки в генной терапии при лечении генетических заболеваний, рака и других болезней», – считает один из авторов разработки Хай-Цюань Мао (Hai-Quan Mao) из Университета Джона Хопкинса.

Этот специалист около десяти лет разрабатывает невирусные наночастицы для генной терапии. Суть подхода заключается в покрытии здоровых отрывков последовательностей ДНК полимерами. Только после проникновения в клетку полимер деградирует, и генетический материал внедряется в организм.

Мао удалось создать три разных формы таких наночастиц. Одни частицы имеют форму стержня, другие похожи на червей, третьи – сферические. Таким образом, они напоминают по форме и размеру вирусы. «Мы могли наблюдать эти формы в лаборатории, но не полностью понимали, почему они появлялись и как контролировать этот процесс», – добавил Мао. Это удалось осуществить при помощи компьютерного анализа в Северо-Западном университете. Для некоторых вычислений потребовалась одновременная работа 96 процессоров в течение месяца.

Научившись получать желаемые формы частиц, учёные провели опыты на животных, в которых одинаковые последовательности ДНК внедряли в организм наночастицами разной формы. «Экспрессия генов в клетках печени при использовании червеобразных частиц оказалась в 1600 раз сильнее по сравнению с другими формами. Это значит, что производство наночастиц данной формы может быть эффективным путём генотерапии этих клеток», – объяснил Мао.

биотехнологии генная инженерия генотерапия наночастицы северо-западный университет университет джона хопкинса