Академик рассказал об удивительных свойствах растворов

Как полагают российские учёные, при определённых условиях лекарственные вещества могут быть эффективными в сверхнизких дозах

На заседании президиума Российский академии наук её действительный член Александр Коновалов сделал доклад «Образование наноразмерных молекулярных ансамблей (наноассоциатов) в высокоразбавленных водных растворах», передаёт ИТАР-ТАСС. Как рассказал академик, исследования российских учёных показывают, что лекарственные вещества могут быть эффективными в сверхнизких дозах, а значит можно создать эффективные препараты, применяемые, например, при лейкемии.

Известно, что при разбавлении некоего раствора водой он теряет свои свойства тем больше, чем больше добавляется воды. Однако в ходе шестилетних исследований группе российских учёных удалось установить, что подобным представлениям соответствуют лишь 25 % растворов. Остальные 75 % «ведут себя неклассически: у них свойства изменяются неожиданно», – отметил Коновалов.

Это явление отмечается лишь в высокоразбавленных водных растворах – вплоть до 10-20 моля на литр. Но именно при таких ничтожных концентрациях некоторые растворы получают особые физико-химические и, что особенно важно, биологические свойства. Широкой публике открытие обещает зримые перемены в медицине и фармакологии: при освоении соответствующих технологий можно будет получать необходимые эффекты от действия лекарственных препаратов в ультранизких дозах.

«Лекарственные вещества могут быть эффективными в сверхнизких дозах. При ничтожных концентрациях вещества могут быть созданы эффективные лекарственные препараты, применяемые, например, при лейкемии», – полагает академик.

Как выяснили учёные, это происходит в силу того, что в таких растворах образуются наноразмерные молекулярные ансамбли, названные авторами работ наноассоциатами. Размер наноассоциатов варьирует в зависимости от степени разбавления растворов нелинейно и немонотонно от нескольких десятков до нескольких сотен нанометров. При этом необходимыми условиями образования наноассоциатов являются наличие внешнего естественного электромагнитного поля. В свою очередь, обязательная необходимость внешнего электромагнитного поля для образования наноассоциатов может оказаться одним из каналов влияния электромагнитных полей на живые организмы.

«Наноассоциаты диктуют погоду в этих растворах. Именно образование наноассоциатов является причиной неклассического поведения растворов. Причиной является изменённая структура растворённого вещества. А вот какая она – мы пока не знаем. Это вызов физикам, биологам, биохимикам», – заявил Коновалов.

Учёный подчеркнул, что с точки зрения методической и статистической чистота экспериментов обеспечена. Поскольку такой эффект ранее не предсказывали даже теоретически, «предстоит существенная трансформация наших представлений о природе», считает академик.

Источник: www.tass-ural.ru