Наноантитела - лекарство будущего

На заседании Президиума РАН 16 сентября 2014 г. был заслушан доклад об исследованиях в области иммунологии и биотехнологии

На заседании Президиума РАН 16 сентября 2014 г. рассматривался ряд вопросов, связанных с текущими делами РАН.

Как основной доклад было заслушано научное сообщение доктора биологических наук Сергея Тиллиба (Институт биологии гена РАН) «Получение однодоменных антител с заданными свойствами и их использование для исследований и прикладных разработок».
Предмет обсуждавшегося исследования – уникальные молекулы – наноантитела, работы по ним в мире начались чуть более 10 лет назад. Наноантитела представляют собой наименьшие из известных на сегодня белковых антиген-узнающих молекул (размером 2х4 нанометра). Они являются фрагментами особых однодоменных антител, но при этом являются полнофункциональными. В природе они встречаются только у некоторых групп животных – например, хрящевых рыб и верблюдов.
Иммунология – очень быстро развивающаяся наука. За последние 30-35 лет получены около 12 Нобелевских премий, так или иначе с ней связанных. За эти годы иммунология стала биотехнологией, и сейчас в аптеке можно купить уже порядка 40 препаратов – биотехнологически полученных антител к наиболее распространенным заболеваниям. И рынок этих антител составляет около 50 миллиардов долларов. Прогноз же состоит в том, рынок таких препаратов на основе генно-инженерных антител будет составлять 30% от всей биотехнологической продукции.
Будучи полученными искусственно, наноантитела имеют немало потенциальных преимуществ по сравнению с их каноническими собратьями. Эти преимущества наноантител могут быть в будущем использованы как для различного рода исследований и создания как новых биотехнологических устройств, так и для диагностики и лечения болезней.
Наноантитела имеют маленький размер и новые структурные особенности, что позволяет им лучше проникать внутрь живой ткани. Такие антитела не существуют в организме человека, и поэтому приспосабливания к ним нет. Таким образом, появляется возможность обойти ухищрения аномальных, патологических клеток и микроорганизмов, которые сумели адаптироваться к иммунной системе человека. Это может позволить медицине «нащупать» слабое звено в их защите. Наноантитела весьма стабильны в организме человека, устойчивы к значительным колебаниям температуры и кислотности. Предполагается, что многие из них могут даже выдерживать прохождение желудочно-кишечного тракта, что делает возможным их приём внутрь в виде обычных таблеток. С наноантителами довольно просто проводить всевозможные генно-инженерные манипуляции (например, создавать более эффективные  комбинированные конструкции, включающие два или несколько наноантител). И немаловажно то, что производство наноантител несложно и недорого.  После синтеза они уже функциональны и никаких дополнительных модификаций не требуют. Это позволяет сразу нарабатывать их как в бактериальных, так и  дрожжевых клетках, что делает путь создания данных белков существенно более экономичным.
С наноантителами биологи и медики связывают сегодня большие надежды в лечении, например, некоторых видов злокачественных опухолей, поскольку наноантитела обладают большой специфичностью и могут существенно более избирательно, чем традиционные химиопрепараты, воздействовать именно на целевые клетки злокачественной опухоли, заметно меньше повреждая при этом нормальные клетки организма.

На заседании Президиума академиком РАН Геннадием Месяцем был представлен состав Комиссии Президиума РАН по формированию перечня программ фундаментальных исследований РАН. Этот список был утвержден собравшимися.

Также был объявлен состав начинающей свою работу кадровой комиссии Президиума РАН, которая определит список научных учреждений, которым предстоит смена руководства. Работа комиссии призвана выработать рекомендации, которые позволят произвести кадровые перестановки с наименьшим ущербом для научной работы коллективов РАН.

биотехнологические исследования институт биологии гена ран исследования наноантител кадровые вопросы ран президиум ран сергей тиллиба