В России создан молекулярный «транспорт» для лекарств

Молекула, созданная российскими учёными, позволяет доставить лекарство в самое ядро клетки

Российские учёные разработали специальную молекулу, которая способна доставить лекарства в самое ядро клетки, в том числе затронутой раковым процессом, передаёт агентство ИТАР-ТАСС. Такой «доставщик» делает лечение как минимум в тысячу раз эффективнее по сравнению с обычной терапией.

Об этом говорится в докладе директора Института биологии гена (ИБГ) РАН академика Георгия Георгиева и заведующего лабораторией молекулярной генетики внутриклеточного транспорта этого же института Александра Соболева. Это научное сообщение было представлено президиуму Российской академии наук.

«Серьёзным вызовом для тех, кто создает специфические и эффективные средства лечения, служит парадоксальная ситуация: одновременно необходимо использовать так называемые поверхностные молекулярные маркеры, чтобы обеспечить клеточную специфичность лекарства, тогда как достижение максимальной эффективности требует доставки лекарства внутрь клетки, в её определённую часть… Нами разработаны модульные нанотранспортёры (МНТ), позволяющие этого добиться», – рассказал Александр Соболев.

Из разных природных молекул были взяты отдельные модули и соединены в химерный, говоря словами учёных, искусственный белок размером около 10 нм. Это и есть МНТ, причём все модули сохраняют в его составе свои функции. После внутривенного введения его молекулы накапливаются преимущественно в злокачественных клетках, а в них – преимущественно в ядрах. Кроме того, эти транспортёры малотоксичны и почти не возбуждают иммунную систему.

Благодаря этому лекарства для фотодинамической терапии рака – так называемые фотосенсибилизаторы (ФС), – доставляемые нанотранспортёром в раковые клетки, оказываются в 1000-3000 раз более эффективными по сравнению со свободными ФС. Так, например, терапия привитой мышам эпидермоидной карциномы человека с применением МНТ вызывает значительную задержку роста опухоли и обеспечивает выживаемость 75 процентов заражённых мышей, в то время как обычный, свободный ФС даёт результат лишь в 20 проц.

Сходные результаты были получены и при использовании других типов препаратов.

«Высокая эффективность терапии с применением различных МНТ позволяет ставить вопрос о возможности применения подобного рода транспортёров для лечения злокачественных новообразований в клинике», – подчеркнули исследователи.

В настоящее время завершаются доклинические испытания МНТ.

биотехнологии молекулярная биология нанотехнологии отечественные разработки рак фармакология