Катодолюминесценция поможет определить оптические свойства материалов

Голландские физики усовершенствовали способ исследования материалов, давно применяемый в геологии, для нужд современной нанотехнологиче

Группе учёных из амстердамского института атомной и молекулярной физики AMOLF удалось усовершенствовать метод исследования материалов с помощью электронного луча, называемый катодолюминесценцией. Теперь с помощью этой технологии можно получать изображения высокого разрешения, что открывает новые возможности в разработке современных наноструктурных материалов.

Кварц, помещённый под электронный луч, светится своеобразным ледяным синим светом – это один из самых распространённых примеров катодолюминесценции. Данное явление было впервые замечено ещё в 1960-х годах, и его достаточно давно используют геологи для определения содержания различных минералов в образцах пород. Однако недостаточная сила получаемого света и невозможность его фокусировки до сих пор ограничивали применимость этого метода в исследовании других материалов.

Основой прибора, созданного нидерландскими физиками под руководством Альберта Польмана (Albert Polman), является параболическое зеркало. С его помощью фотоны, испускаемые образцом вещества при попадании в него электронов, собираются в один мощный световой пучок, который затем можно сфокусировать системой линз и пустить на светочувствительный сенсор для фотографирования или на спектрометр. Дальнейшая обработка полученных изображений позволяет определить энергию и природу этого света, а значит, и оптические свойства исследуемого материала.

Применение своего изобретения голландские учёные, как и их зарубежные коллеги, видят прежде всего в индустрии оптоэлектронных приборов – светодиодов, тех же сенсоров, лазеров, солнечных батарей. Лицензию на технологию уже приобрела компания Delmic, тоже из Нидерландов, и ожидается, что уже в начале наступившего года она начнёт поставлять катодолюминесцентное исследовательское оборудование научным учреждениям и предприятиям по цене от 100 до 200 тысяч долларов США. По словам Альберта Польмана, его сотрудники понимают, что могут приобрести в лице фирмы сильного конкурента, однако более важным является распространение передового по сути исследовательского метода за рамки одной лишь геологии.

катодолюминесценция материалы нанотехнологии нидерланды оптика электроника