Крупнейший «черенковский» телескоп открыт в Намибии

На юге Африки запущен новый астрофизический инструмент телескоп в рамках коллаборации H.E.S.S.

В Намибии прошли торжества, приуроченные к открытию крупнейшего в мире «черенковского» телескопа, принадлежащего международной астрономической коллаборации H.E.S.S. (англ. High Energy Stereoscopic System – высокоэнергетическая стереоскопическая система), сообщает научно-популярный портал Alpha Galileo. Инаугурация состоялась при участии министра образования южноафриканской страны Абрахама Иямбо (Abraham Iyambo).

Черенковский телескоп предназначен для наблюдения за быстрыми заряженными частицами в верхних слоях атмосферы Земли. Этот вид астрономических приборов назван так в честь советского физика Павла Черенкова, открывшего совместно с Сергеем Вавиловым излучение, которое такие частицы создают при движении в прозрачной среде со скоростью, превышающей скорость света в этой среде. Применительно к космосу речь идёт, в частности, о гамма-квантах – их излучение может являться сигнатурой сверхновых звёзд, активных ядер галактик или туманностей.

Международный эксперимент H.E.S.S. осуществляется в возвышенной местности Хомас в центре Намибии с 2002 года. Одной из его задач является проверка гипотезы о наличии так называемых вимпов – слабо взаимодействующих частиц, из которых может состоять часть тёмной материи. Теперь у учёных в данной местности имеется в общей сложности пять мощных телескопов.

Помимо Абрахама Иямбо, на открытии нового прибора присутствовали другие представители власти и академического сообщества Намибии, а также ЮАР, Германии, Франции, Австрии. Министр образования лично нажал «красную кнопку» и запустил телескоп. Предварительно он обратился к собравшимся с речью, в которой подчеркнул значение эксперимента H.E.S.S. для репутации своей страны и выразил надежду, что место его проведения будут активно посещать местные студенты и школьники – будущие молодые учёные. По завершении всех официальных мероприятий (а они продолжались с 27 по 30 сентября текущего года) на объекте состоялся день открытых дверей.

намибия наука в развивающихся странах радиотелескоп