Голые землекопы помогут снимать боль

Исследователи надеются, что механизм устойчивости грызунов к кислой среде поможет понять, как снимать боль

Учёные из Иллинойского университета в Чикаго изучили, как голым землекопам удалось приспособиться к проживанию в кислой среде.  Cтатья опубликована в журнале PLOS One.

В норах, в которых обитают голые землекопы, концентрация CO2 крайне высока, и другие млекопитающие в таких условиях выжить бы не смогли. Изучение того вопроса, как землекопы приспособились к этому, может открыть путь к новым средствам снятия боли у животных и людей. Длительные болевые ощущения чаще всего вызваны окислением повреждённой ткани. А голый землекоп не чувствует боли в кислой среде.

В носу млекопитающего специальные нервные волокна активируются кислотными газами. Это стимулирует тройничный нерв, а он добивается психологического и поведенческого откликов, которые защищают животное: оно выделяет слизь, трёт нос и старается избежать некомфортных условий.

Голых землекопов исследователи поместили в систему клеток, в части из которых в воздух были подмешаны кислотные газы. При этом фиксировалось время, которое животные проводили в каждой из зон. Их поведение сравнили с действиями лабораторных крыс, мышей и кротов. Землекопы проводили в каждой зоне равное время, а остальные грызуны избегали кислотных газов.

Физиологический ответ на воздействие кислотных газов был замерен по уровню белка c-Fos, непрямого маркера нервной активности, который часто заметен при сгорании нервных клеток. У голых землекопов при стимуляции тройничного нерва экспрессия белка не наблюдалась, у крыс и мышей – наоборот.

Терпимость голых землекопов к кислотным газам согласуется с их адаптацией к подземному существованию в постоянно кислых условиях.

биохимия голые землекопы иллинойский университет обезболивающее