Как найти одну кость неандертальца среди двух тысяч фрагментов

Новый метод, использованный учеными, помог идентифицировать кость, принадлежавшую неандертальцу, среди двух тысяч других, найденных в Денисовской пещере.

Новый метод под названием ZooMS показал свою эффективность в деле. Техника позволила археологам идентифицировать кость, принадлежавшую неандертальцу, среди двух тысяч других фрагментов, найденных в Денисовской пещере. Над исследованием работала международная группа ученых, включая специалистов из Института археологии и этнографии СО РАН. О результатах ученые рассказали в статье в журнале Scientific Reports, кратко о них сообщает также сайт Оксфордского университета.

Крошечные фрагменты костей из Денисовской пещеры, расположенной в Сибири, принадлежат разным видам животных — мамонтам, шерстистым носорогам, волкам и так далее. Найти среди них фрагмент кости древнего человека удалось, использовав новый метод на основе спектрометрии. Анализ 2,5-сантиметрового осколка выявил пептиды коллагена, характерные для нашего вида, в сравнении с «библиотекой» известных уже пептидов различных животных. Отличия стали заметны лишь при очень точном анализе, недоступном ранее.

Дальнейшее изучение кости другими методами позволило получить еще много важной информации. В частности, была установлена генетическая близость неандертальца к тем гоминидам, чьи останки находили на территории Алтая ранее, а вот с находками на территориях к востоку от этих оказалось не так много общего на уровне генома. Радиоуглеродное датирование показало, что кости более 50 тысяч лет. Кроме того, анализ показал, что кость, видимо, побывала в желудке гиены до того, как оказаться в пещере.

археологические находки денисовская пещера денисовские люди днк неандертальцы пептиды коллагена