Группа астрономов под руководством Даниэля Апайя (Daniel Apai) из университета Аризоны (США) обнаружила планету, которая занимает редкую позицию сразу между тремя звездами. В далеком мире можно наслаждаться сразу тремя восходами и закатами в день. Открытие сделано с использованием высокочувствительного инфракрасного спектрометра, являющегося частью Very Large Telescope (Европейская Южная обсерватория, Чили). Результаты работы будут опубликованы в журнале Science, а их краткое изложение представляет пресс-релиз университета Аризоны.

Планета HD 131399Ab вращается по протяженной орбите в созвездии Центавра. По подсчетам ученых, ей около 16 млн лет, что делает ее одной из самых молодых экзопланет. По своим размерам планета примерно в четыре раза превосходит Юпитер. Она удалена от Земли приблизительно на 340 световых лет.

Кроме того HD 131399Ab — одна из наиболее холодных экзопланет, обнаруженных на сегодняшний день, ее поверхность нагревается до 580 ºC.

По словам Кевина Вагнера, одного из участников исследовательской группы, планета HD 131399Ab проходит половину своей орбиты за 550 земных лет. Все это время в ее небе видны три звезды. Большую часть года две из них сближаются, обеспечивая появление ночной тени на одной из сторон планеты. Однако по мере продвижения планеты по орбите, они расходятся так, что закат одной совпадает с восходом другой. В таком положении «постоянного дня» HD 131399Ab находится около четверти своего путешествия по орбите — около 140 земных лет.

В центре этой сложной звездной системы находится звезда HD 131399A, вокруг которой в свою очередь также вращаются парные звезды B и C. Планета HD 131399A вращается по орбите, в два раза превышающей орбиту Плутона — наиболее удаленной от Солнца планеты.

Как говорят исследователи, на сегодняшний день эта сложная система выглядит довольно стабильной. Однако малейшее изменение может дестабилизировать ее. В этом случае планета может быть выкинута из звездной системы, сообщают астрономы со ссылкой на результаты компьютерного моделирования.

Несмотря на то, что мультизвездные системы кажутся нам экзотикой, на самом деле они встречаются так же часто, как и монозвездные — как, например, наша Солнечная система.

Читайте также на портале Научная Россия о рекордно большой экзопланете существующей в двойной звездной системе.