Это важно, в первую очередь, когда процесс протекает с осложнениями.

Учёные Томского и Саратовского государственных университетов предложили быстрый и неинвазивный метод двухфотонной микроскопии. Благодаря нему можно будет прогнозировать и корректировать ход лечения. Исследование опубликовано в журнале Pharmaceutics.

“Заживление поврежденных тканей – сложный физиологический процесс. В ряде случаев, например, при сахарном диабете, он нарушается, поэтому требует больше времени и специальных методов лечения. Нередко проблемы с заживлением возникают при сопутствующих инфекционных заболеваниях и «вмешательстве» бактерий, устойчивых к антибиотикам. Чаще всего оценка состояния раны производится «на глаз». Существует точный инструмент – гистология, но он инвазивный и требует времени. Мы попытались найти подход для оперативного количественного анализа процесса заживления и критерии его оценки”, – объяснил один из соавторов работы, заведующий лабораторией лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ Юрий Кистенёв.

Ученые провели эксперимент на мышах. Для ускорения заживления ран использовался метод низкоинтенсивной фотодинамической терапии: в поврежденную область доставляли фотосенсибилизатор, а после облучали.

Поврежденную область оценивали при помощи такого метода биофотоники, как двухфотонная микроскопия. Так благодаря флуоресценции можно наблюдать живые ткани на глубине более одного миллиметра.

В ходе исследования ученые выработали критерии оценки на основе «индекса старения кожи». Он связан с состоянием коллагена и эластина. Показатели индекса варьировались от минусовых значений на начальном этапе заживления до плюсовых значений в конечной фазе. Дополнительную информацию о метаболизме в области раны может дать флуоресценция – с ее помощью можно наблюдать за процессами лечения и заживления.

Источник фото: сайт ТГУ