19 ноября стал профессиональным праздником – Днем преподавателя высшей школы. Соответствующий приказ подписал министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. Как отметил министр, праздник, установленный в 2021 году, будет отмечаться ежегодно, а дата не была выбрана случайно: именно в этот день в 1711 году родился Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский ученый, основавший первый в стране университет. Сегодня в Министерстве науки и высшего образования РФ прошло вручение государственных и ведомственных наград преподавателям вузов.

Торжественное мероприятие Валерий Фальков начал с приветственных слов. Он отметил, что более 250 тысяч преподавателей работает в российских вузах: «Каждый день они выполняют важную задачу — работают с нашей молодежью и не только передают знания, но и воспитывают подрастающее поколение. Это очень благородное и в то же время сложное дело». По его словам, важно не только профессионально разбираться в преподаваемом предмете, но и считать это своим призванием. Министр также отметил, что за период пандемии преподаватели высших учебных заведений стали более изобретательными и успешно справились со своей работой в непривычной для них среде.

После поздравлений министр лично вручил преподавателям государственные и ведомственные награды: Орден Александра Невского, почетную грамоту Президента РФ и медаль «За вклад в реализацию государственной политики в области образования». Некоторым преподавателям присвоили звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» и «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». Награды получили 28 сотрудников десяти высших учебных заведений: МАРХИ (Государственной Академии), МГЛУ, МГПУ, РУДН, РосНОУ, МГТУ Станкин, НИТУ «МИСиС», РТУ МИРЭА, РТУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), МАМИ и МАДИ.

Во время беседы с преподавателями вузов Валерий Фальков обсудил волнующие их темы. Так, например, он ответил на вопрос о возможности введения полного очного обучения в университетах. «В период пандемии мы почувствовали ценность преподавателей и живого общения. Значительную часть труда преподавателей невозможно оцифровать и перевести в онлайн-режим. Если учитывать определенную автономию вузов, то определять формат занятий должно не министерство, а сообщество преподавателей конкретного университета», — прокомментировал Фальков. По его словам, решения вузов будут отличаться в зависимости от направления обучения и курса студентов. Министр утверждает, что университеты сильны своим преподавательским составом, который является носителем традиций: «Они не дадут перевести учебу в полный дистанционный формат. Я думаю, сейчас произойдёт обратная реакция: мы перейдём на очное обучение. Скоро будет расцвет живого общения и уникальных форматов, которых не было раньше». 

Также министр науки и высшего образования Российской Федерации ответил на вопрос о достоинствах и недостатках перехода от специалитета к бакалавриату и магистратуре. По его словам, специалитет вновь пользуется большой популярностью, и количество направлений получения такого образования увеличивается. «Мы с удовольствием его поддерживаем. Однако произойдёт ли отказ от бакалавриата и магистратуры? В ближайшей перспективе такое не планируется. Но мы следим за ситуацией и понимаем, что подготовка разных специалистов требует разных форматов. Есть направления, где студентам будет лучше специалитет, а где-то — бакалавриат и магистратура», — отметил Валерий Фальков. При этом он подчеркнул, что у студентов одного направления есть возможность выбора формы обучения: «Сейчас один из приоритетов - дать студентам возможность выбирать и осознанно строить траекторию получения образования. Здесь должен быть разумный баланс между свободой и качеством. Я считаю, что в хорошем университете студент должны выбирать. При этом чем старше студент, тем больше возможность выбора. Однако когда он только приходит на первый курс, важно помочь ему сформировать картину мира».

В ходе беседы преподаватели и министр обсудили также и способы присвоения ученых степеней. Валерий Фальков выразил обеспокоенность тем, что с переходом на самостоятельную аттестацию часть вузов резко сократило количество защит. При этом отменять систему ВАК пока не собираются. Другой темой для дискуссии стала обратная связь университетов с Министерством науки и высшего образования. «Мы хотим в будущем предоставить преподавателям свободу и не угнетать их бумажной волокитой. Что касается обратной связи, она есть, но ее всегда недостаточно», — прокомментировал Фальков.

В конце мероприятия министр науки и высшего образования Российской Федерации пожелал преподавателям здоровья и благодарных студентов, которые будут помнить своих наставников.

Автор: Анастасия Прейзнер

Фото: Андрей Луфт/ "Научная Россия"

Видео: Дмитрий Самсонов/ "Научная Россия"